Виды характеров в коммуникации.
Дистимный вид. Такие люди немногословны, мало контактируют с другими и являются пессимистами. Они обычно сидят дома, а в шумных компаниях чувствуют себя некомфортно. Конфликтуют эти люди редко и высоко ценят друзей, которым они обычно подчиняются. Это серьезные, добросовестные личности, имеющие обостренное чувство справедливости. А к отрицательным чертам таких людей относится индивидуализм, неповоротливость, замедленность мышления и пассивность. 2. Гипертимный вид. Это чрезвычайно контактные и словоохотливые люди, у них ярко выраженная мимика и жесты. Они часто меняют тему разговора. И у них нередко случаются конфликты с окружающими из-за того, что они легкомысленно относятся к своим семейным и служебным обязанностям. Есть у этих людей такие положительные черты, как оптимизм, жажда деятельности, инициативность и энергичность. Но, как и другие виды характера, гипертимный вид имеет ряд недостатков. Это легкомыслие, повышенная раздражительность.
Циклоидный вид. А у этих индивидов настроение меняется по несколько раз на дню. И в связи с этим манера их общения меняется так же часто. Когда у такого человека хорошее настроение, то он очень общителен, а когда оно плохое, то он замыкается в себе. В этом типе как бы периодически «включаются» разные виды характера – дистимный и гипертимный. 4. Возбудимый. При общении данные люди имеют низкую контактность. Они угрюмы, занудливы, склонны к брани, хамству и конфликтам. В коллективе они неуживчивы, а в семье властны. Когда такие личности спокойны, то они аккуратны и добросовестны, любят детей и животных. Но в возбужденном состоянии они весьма вспыльчивы, раздражительны и плохо себя контролируют. 5. Застревающий вид. Такие личности неразговорчивы, занудливы и имеют склонность к нравоучениям. Они часто становятся инициаторами конфликтов. И в каждом деле, за которое они берутся, эти люди стремятся добиться высочайших показателей, а к себе они предъявляют самые высокие требования. 6. Педантичный вид. Эти люди являются типичными бюрократами. В конфликтах ведут себя пассивно, да и лидерство с охотой уступают другим. Педанты отличаются такими привлекательными качествами, как серьезность, аккуратность, добросовестность и надежность. А к их отталкивающим чертам относится занудливость, формализм и брюзжание. 7. Тревожный вид. Это робкие, неуверенные в себе люди с низкой контактностью. Они стараются ни с кем не конфликтовать, а если такая ситуация возникнет, то они ищут у других поддержки и опоры. И, вместе с тем, это исполнительные, дружелюбные и самокритичные люди. Но другие типы характера являются морально сильнее данного. И это приводит к тому, что над такими людьми постоянно издеваются, делают их мишенями для шуток. 8. Демонстративный вид. Эти личности с легкостью устанавливают контакты, стремятся к лидерству и власти. Они умеют приспосабливаться к людям и имеют склонность к интригам. Окружающих они раздражают своей самоуверенностью и сами являются виновниками конфликтов. Такие люди артистичны и обходительны, они могут неординарно мыслить и поступать. Но им также присущи такие недостатки, как эгоизм, хвастовство, лицемерие и отлынивание от работы. Но это еще далеко не все виды характера. Есть экзальтированный и экстравертированный, интровертированный и эмотивный типы. И у каждого из них есть свои недостатки и достоинства.
Процесс слушания.
Слушание – это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зритильных стимулов и приписывания им значения. Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. Человек прежде всего обращает внимание на информацию, которая ему интересна и соответствует его физическим потребностям. Умение же слушать предполагает наличие концентрации внимания даже в тех случаях, когда информация не кажется интересной
Трудность процесса слушания связана с тем, что:
· Это не активное времяпровождения
· Мы думаем быстрее, чем говорим
· Это физически тяжелая деятельность
Понимание этих моментов может психологически облегчить работу слушателя.
Методика эффективного слушания включает в себя следующие приемы:
· Делайте пометки – спрашивая разрешения, не пряча их, переспрашивая для лучшего понимания
· Стимулируйте интонации докладчика
· Выглядите заинтересованным и бдительным
· Не отвликайте докладчика, например, взглядами в окно, скрипением, копанием в сумке
· Не перескакивайте к заключению темы разговора.
Конфликт и его решение.
Совершенно нормальным является то, сто люди не всегда приходият к единому мнению что, как и когда нужно сделать. Обмен мыслями и мнениями способствует появлению новых идей и помогает найти лучшие пути решений, выработать новые стратегии. Конфликты возникают из-за несовпадения восприятий, методов и подходов в какой-либо области, когда участники конфликта преследуют одну цель. Три главные составные части конфликта: в конфликте участвуют двое или более действующих лиц; определенные идеи, действия, убеждения или цели, по мнению участников конфликта, являются несовместимыми; оппоненты рассматривают свои предложения как единственно верный путь для достижения цели.
Причины возникновения конфликтов:
· Не четкое разграничение сферы ответственности: если сферы ответственности четко не разграничены, то определенныедействия и решения, касающиеся области компетенции, на которые претендуют обе стороны, могут приводить к возникновению многочисленных конфликтов.
· Дефицит ресурсов и средств: вряд ли какая-либо организация имеет в своем распоряжении такой объем средств, чтобы удовлетворить пожелания всех своих сотрудников.
· Конфликт интересов: в связи с тем, что невозможно добиться всех индивидуальных целей, необходимо выбрать приоритетные, а от некоторых целей даже отказаться.
· Коммуникативные барьеры: такие барьеры возникают как в сфере мижличностных отношений, так и в организационной сфере. К ним относятся: нарушения восприятия, речь, невнимательное слушание, различные стили коммуникации, а также различия в статусе.
· Взаимозависимость: в достижении наших целей мы все больше зависим от сотрудничества с другими людьми и их поддержки. Эта зависимость увеличивает вероятность возникновения конфликтов.
· Совместная деятельность с широким кругом лиц: чем больше людей работают вместе, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Тенденция к расширению круга участников и использованию групповой работы означает и увеличение количества конфликтов, а также большую потребность в умении их решать.
· Конкуренция: если при вознаграждении, продвижении по служебной лестнице, распределении премии или в стремлении получить признание возникает конкуренция, то это, естественно, приводит в конфликтам.
Четыре фразы развития конфликта. В пределах одной организации конфликты могут проявляться на различных уровнях: между отдельными людьми, между группами людей и между структурными подразделениями. Типичный конфликт проходит в своем развитии следующие фразы:
· Скрытая фраза возникает обычно во взаимосвязи с появлением различных изменений, например, с сокращениями бюджета, увольнениями, различными кризисными ситуациями;
· Распознавание конфликта – это тот момент, когда участники конфликта понимают, что возникла проблема, даже если сами точно не знают, чем она вызвана;
· Ощущение конфликта – вокруг четко сформулированных вопросов выкристаллизовывается внутреннее напряжение, а также происходит эмоциональная идентификация участников конфликта с занимаемыми ими позициями;
· Проявление конфликта – конфликт проявляется открыто, если стороны планируют и осуществляют свои действия с целью сорвать намерения противника.
Избегание конфликта – такой подход не решает проблему, а наоборот, приводит к тому, что развитие конфликта достигает следующие фразы.
Сглаживание - при использовании этой стратегии одна из сторон уступает, не решив на самом деле конфликта. Сглаживание является быстрым решением, однако чаще всего лишь временным, поскольку не вскрываются глубинные причины возникновения конфликта.
Доминирование – эта стратегия победы или поражения проявляется в борьбе за власть и стремлении оказывать влияние на противоположную сторону. У постоянно терпящей поражение стороны может сложиться впечатление, что потребности никогда не будут удовлетворены. С течением времени сторона отказывается от участия в конфликте.
Переговоры – использование этой стратегии предполагает заключение компромисса, предпосылкой которого является готовность к сотрудничеству и высоко развитое самосознание. После изложения своих позиций обе стороны стараются достичь приемлемого компромисса.
Сотрудничество – исходя из понимания проблемы и конфронтации, в непосредственном общении друг с другом участвующие стороны решают конфликт через сотрудничество. Эта стратегия в меньшей степени основывается на переговорах или компромиссах, а скорее на умении творчески подходить к решению проблем, которое отвечает интересам обеих сторон.
Понимание и уважение – даже тогда, когда между партнерами существуют различия в статусе, при использовании этой стратегии исходят из того, что цели конфликтующих сторон являются равнозначными.
Осознание собственной позиции – для того, чтобы сотрудничество удалось, каждая сторона должна осознанно и убежденно представить свою позицию.