Материалы к выразительному чтению
Декламация. Это слово может вызвать отрицательную реакцию, поскольку ритор вовсе не декламатор, а оратор не должен уподобляться артисту, произносящему «выразительно» чужой текст. Но оратор должен хорошо звучать… Это значит, что он должен донести до слушателей свои мысли с помощью своего произношения. Для того чтобы «зазвучать», небесполезны занятия выразительным чтением или декламацией.
Опыт показывает, что обращение к образцовым текстам с целью их анализа и произношения в обучении риторике обязателен. Основной вопрос: какие тексты взять для такой тренировки? Конечно, «хозяин барин», но обязателен принцип ориентации на культурно значимые тексты, т.е такие тексты, которые закрепились в русской историко-культурной традиции. А такими текстами могут быть как старинные, так и недавно созданные тексты, тексты как российских, так и зарубежных авторов. В отборе текстов проявляется и ваш индивидуальный вкус, личные пристрастия. Самое главное, текст должен нравиться и вдохновлять того, кто к нему обратился.
Тексты о русском языке и слове
Прочитайте выразительно тексты о русском языке и слове. Прежде всего старайтесь следить за мыслью автора, доносить ее до слуха вашей аудитории. Обратите внимание на: 1) паузацию, деление речи на такты (см. советы ниже); 2) логическое ударение, которое ставится на «главных» словах во фразе; 3) эмоционально-энергетическую окраску речи, которой создается выразительная интонация.
М.В. ЛОМОНОСОВ:
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
(«Российская грамматика», 1755)
Л.Н.ТОЛСТОЙ:
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
(«На каждый день», 1906-1910)
И.А.ИЛЬИН:
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(«О России», 1947)
Советы
1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.
2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.
3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.
4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. В то же время нельзя и скандировать, излишне акцентируя каждый звук. Ничто не ценится так, как естественность, живая заинтересованность и собственный стиль.
Совет мастера
Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите…
/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/