Грамматический уровень работы но развитию речи
На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Количество возможных предложений слишком велико, их заучить, подобно словам, невозможно, хотя методика признает и заучивание пословиц, афоризмов, стихотворений, отрывков прозы, словосочетаний. Необходимо уметь быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте.
Это достигается упражнениями, тренировкой, т. е. построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. В свободной речи выбираемые говорящим или пишущим типы синтаксических конструкций в оптимальном варианте отвечают коммуникативным целям, взаимопониманию. Но в учебных ситуациях приемлемы и такие задания, в которых на первое место ставится именно форма, изучаемая в курсе синтаксиса, а также образец для подражания.
С л о в о с о ч е т а н и е – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли; в его составе – подчиняющее и подчиненное слова, в нем реализуются морфологические категории и формы, их синтаксические связи: согласование, управление, примыкание. В речевой деятельности словосочетание создает последовательность связей слов внутри предложения. Словосочетание в порождении речи – это момент становления мысли, т. е. предложения, в нем «срабатывает» традиционная сочетаемость слов. Выбор подчиненного слова, согласно теории словесных ассоциаций, происходит так. В ходе построения предложения слово погода у школьников по ассоциации вызовет слова хорошая, пасмурная, холодная, теплая, они используют слово по смыслу его высказывания.
В начальных классах принят такой прием работы над словосочетанием, как постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего; так выстраиваются цепи подчиненности: Я вчера купил в магазине интересную книгу; купил к о г д а ? – вчера; купил ч т о ? – книгу; книгу к а к у ю ? – интересную; купил г д е ? – в магазине. Сам вопрос ставится на основе языкового чутья ученика, его интуиции. При постановке вопросов в двусоставном предложении образуются две цепи подчиненности: от сказуемого цепь, как правило, длиннее, чем от подлежащего. Такая методика обладает следующими достоинствами: она доступна даже в I классе, связывает речевые упражнения с грамматикой, способствует синтаксическому разбору и пунктуации, реализует функциональный подход в изучении теории языка.
Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
– установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;
– толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем;
– схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т. е. моделирование;
– составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации;
– выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
– исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учащимися класса, например исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»;
– редактирование собственного текста (или подготовленного учителем).
П р е д л о ж е н и е : говорят, что речь строится из предложений, как дом из кирпичей.
Если это так, то сами кирпичи не подвозятся и готовом виде, а тут же (причем моментально) формуются, высушиваются, обжигаются в момент строительства. В самом деле, в момент речи, как письменной, так и, особенно, устной, каждое предложение составляется и тут же произносится или записывается.
Но ведь должно же быть какое-то опережение? Да, оно есть.
Согласно теории Н. И. Жинкина, это опережение, иди «упреждающий синтез», утвзрослого человека – не менее семи знаменательных слов, а у младшего школьника – не более четырех слов (при большом «разбросе» индивидуальных различий). Следовательно, если ученик IV класса имеет средний размер предложений – 6 слов, а некоторые его предложения достигают 18 слов, то в огромном большинстве случаев он записывает или произносит только начало предложения, не зная еще, как его закончит.
Эта теория объясняет те частые случаи, когда школьник, начав предложение, не знает, как его закончить, и начинает сызнова.
Оказывается, что процесс речи непрерывен, он опирается на практический навык, как
на результат многолетней тренировки механизмов порождения речи (см.: Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958).
Почему же ребенок, не изучавший пока синтаксиса крупных (сложных) предложений, все же употребляет в своей речи предложения большие, чем его возрастной объем «упреждащего синтеза»? Здесь и скрывается движущая пружина развития речи: это, во-первых, потребность выразить все более сложное содержание, и, во-вторых, речевая среда, подсказывающая ребенку все новые и новые образцы сложных синтаксических построений задолго до их теоретического изучения, осмысления их структуры.
Ребенок постепенно овладевает механизмом развертывания речевых конструкций. Говорящий, пишущий конструируют свое высказывание, исходя из задачи общения, из того содержания, которое должно быть передано. В поисках наилучших средств передачи мысли говорящий подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры, называемые предложениями. Предложение не цель, а средство.
Бывает, в школе составляют рассказ по вопросам; учитель задает вопрос – школьник отвечает. Следует второй вопрос – и второй ответ-предложение и т. д. В конце школьник с удивлением убеждается, что получился текст, связный рассказик. Нетрудно заметить, что такой способ развития речи противоестествен. Однако он используется в школе по давней традиции.
Упражнения с предложениями следует рассматривать как подготовительные, но необходимые; без умения строить разнообразные правильные предложения овладение речевым навыком сомнительно. Предложение обладает многими достоинствами, важными для развития речи: оно – минимальная единица речи; из предложений строится текст; предложение имеет четкую грамматическую организацию, формирует мышление, служит центром всех дополнительных средств речи – интонаций, темпа речи и тембра голоса, пауз, логических ударений, а на письме – пунктуации.
К сожалению, объем синтаксических сведений очень мал в начальных классах и практическое овладение синтаксическими конструкциями опережает теорию. Так, уже в III классе около 20% текста оформляется с помощью сложных предложений.
Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и синтетические – их построение, конструирование.
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
а) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора
слов, изобразительных средств; выразительное чтение: паузы, интонации и пр.;
б) заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ и пр.;
в) составление предложений по вопросам как простейший прием, так как вопрос подсказывает структуру ответа (I класс): Что дети собирали в лесу в осенний пасмурный денек? – Однажды в осенний пасмурный денек дети собирали в лесу грибы. Что добавлено в ответе? Во-первых, однажды, это придает речи характер повествования; во-вторых, существенно изменен порядок слов; в-третьих, изменена интонация;
г) составление предложений, аналогичных данному.
Читается фрагмент рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого а рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Вариант детского предложения: К старому доброму детскому врачу Карлу Петровичу дед и внук Малявины принесли завернутого в старую куртку маленького раненого зайчишку, просили вылечить. Точное копирование образца не обязательно, важно, чтобы дети проникли в творческую лабораторию мастера слова кристально чистой прозы, каким был Константин Георгиевич.
Образцы могут быть с заданием, например, дети составляют предложение с однородными членами, с использованием эпитетов.
Конструктивные упражнения: в отличие от работ «по образцу», они опираются, полностью или частично, на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений. Вот основные виды таких упражнений:
а) восстановление деформированного текста: даны слова вразброс – по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение. Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме (синем, а, хлещут, море, волны); в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме;
б) деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
в) ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения:
Птицы возвращаются. – К а к и е ? – Перелетные птицы возвращаются. – О т к у д а ? – Из южных стран. – Может быть, еще что-либо добавите? – И поправляют свои прошлогодние гнезда; возможно и «обратное» упражнение – сокращение предложения до возможного предела;
г) то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; для последних двух предложений не следует брать произведения писателей;
д) соединение двух-трех простых предложений в одно;
е) построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т. п.);
ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла, например: В марте с крыш капает, весна приближается, детские варианты: Уже закапало с крыш, значит, скоро весна – Март уже наступил, а с крыши не капает. В ч е м д е л о ? Март пришел, вот и капель – течет с огромных сосулек...
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план. Варианты таких упражнений:
а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон;
б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы;
в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т. п.
В упражнениях творческого типа возможны и даже желательны элементы соревнования. Кто лучше, полнее, ярче скажет? Учитель не должен удовлетворяться примитивом.
Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а, скорее, фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений и сообщений тина доклада, реферата.