Теоретическая, практическая и методическая подготовка к занятию

Формируемые компетенции:

1) способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

2) демонстрация культуры поведения, готовности к кооперации с коллегами, способности работать в коллективе.

Теоретическая подготовка.

1. Виды диалога:

· Тематический диалог – строится в форме вопросов и ответов (интервью с ритором, взаимный опрос коммуникантов, экспертная оценка докладчиков).

· Риторический диалог – представляет собой цепь взаимосвязанных речей (конференция по риторическим проблемам, доклады);

· Эвристический диалог – имеет место в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений (спор о проблемах современной риторики, дискуссия о правилах поведения слушателей, диспут о свободе слова и т.п.).

2. Приемы убеждения и воздействия – см. раздел УМК «Методические рекомендации по изучению дисциплины».

Практическая подготовка:

1. Основные приемы развития коммуникативности – см. задание 7: «Самоконтроль и самооценка оратора. Схема синтетической оценки. Схема аналитической оценки» в УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».

2. Основные подгруппы невербальных средств общения – см. УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

3. Задания по теме – см. Приложение 2. (2.3.)[4]

Методическая подготовка:

Занятие предполагает интерактивную форму обучения:

1 – ролевую игру «Невербальные средства общения»;

2 – организацию различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ к выполнению следующих заданий:

1. Ролевая игра «Невербальные средства общения»

1.1. Игра «Мимика»

Цель: эмоциональная гимнастика.

Описание:Участники разбивается на две команды.

Ход игры: Каждый игрок одной команды последовательно поворачивается к одному из игроков другой и с помощью мимики и позы изображает некоторое эмоциональное отношение: восхищение, заигрывание, обида, ужас, усталость и др.

Игроку следует назвать эмоциональное состояние (или обратиться за помощью к команде).

Комментарий: При отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состояние только по его мимическому выражению очень сложно, причем еще и в ситуации, когда это состояние только изображается, а не переживается истинно. Но игра и строится на множестве гипотез и формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал.

1.2. Игра «Угадай слово»

Описание:Участники разбивается на две команды.

Все пишут на листочках по существительному и сдают ведущему (существительные должны быть нарицательными и не слишком простыми). Это – задания для соперников (их количество должно быть равным).

От каждой команды поочередно вызывается игрок. Его задача –
за 20 секунд показать своей команде слово жестами.

Игра продолжается до последнего слова.

Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.

Могут быть учреждены номинации «За лучшее придуманное слово» и «За лучшее представление».

Комментарий: Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде.

2. Организация различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического – по темам:

1. Основные приемы развития коммуникативности (самоубеждение, самоанализ, самоконтроль).

2. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.

3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.

4. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические.

5. Границы допустимости речевого воздействия.

Темы 1 и 2 – для организации тематического диалога.

Темы 3 и 4 – для организации риторического диалога.

Тема 5 – для организации эвристического диалога

ПАМЯТКА

Не только по тому, ЧТО вы подготовите для выступления, но и по тому, КАК вы будете говорить, КАК будете сопровождать свою речь невербальными средствами – то есть по рисунку вашей речи, аудитория получит возможность оценить уровень вашей риторической подготовки.

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) – М., 2007.**

3. Ипатова И.С. Практикум по дисциплине «Риторика» для студентов заочной формы обучения. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2014.**

4. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010.**

5. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*

6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. –
М., 2008.

7. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**

Дополнительная

1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

2. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Пер. с англ. – М., 2003.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

5. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-мет. пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006*.

6. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**

7. Ипатова И.С. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Риторика». – Н. Новгород: ПФ РАП, 2013.**

8. Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. – М., 2007.

9. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. / Пер. с англ. – М., 2007.

10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. – М., 2004.

11. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.

12. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. / Пер. с англ. – М., 2006.

13. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.

14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.

15. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**

16. Читать человека, как книгу / Сост. Е. Знак. – М., 1997.

Интернет-ресурсы

1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»

2. http://www. orator.ru

3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал

4. http://www. zhestov.net

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Риторика» включена в программу высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» квалификация «бакалавр» и изучается студентами очного и заочного отделений. Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские (практические) занятия.

Важной частью риторической подготовки является овладение студентами базовым теоретическим материалом, представленным в лекциях и учебно-методическом комплексе по предмету. Вместе с тем студентам необходимо пополнять свой багаж знаний и за счет литературы, причем не только рекомендованной в рамках изучаемой дисциплины, но и с учетом межпредметных связей последней. Однако главным в освоении риторическим мастерством остается приобретение студентами практического опыта оратора.

У студентов-заочников, особенно работающих в юридических фирмах и судах, коммуникативная (в том числе зачастую и ораторская) практика, безусловно, шире, чем у первокурсников очного отделения. Их опыт формируется в процессе реального общения с юристами и по юридическим вопросам. Однако в этом есть и слабая сторона – видимость умений. И если кому-то из студентов на занятиях покажется, что «это вы уже проходили», не спешите с выводами. Никогда и никому не следует пренебрегать «классической» основой обучения – повторением.

А теперь рассмотрим один из «ключевых» вопросов практической риторики – вербальные и невербальные ораторские приемы воздействия и их допустимость.

Сначала несколько слов о невербальных средствах общения, которые имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, а с помощью мимики, жестов, поз – 55%.

В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию. Поэтому для юриста исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой – понимать язык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас.

Теперь непосредственно об ораторских приемах.

Особую роль в ораторском выступлении играют приемы «живой речи», ведь для того чтобы избежать ситуации, когда «четверть слушателей занята «перевариванием» информации, а три четверти активно борются со сном», оратору нужно разнообразить свою речь.

За эпохи существования мировая риторическая практика накопила арсенал таких приемов: это приемы установления контакта и привлечения и удержания внимания, приемы стимулирования интереса и диалогизации монолога. Специалисты утверждают, что для достижения успеха начинающему оратору достаточно уметь применять 10-15 приемов стимулирования внимания и интереса, хотя репертуар профессионального оратора насчитывает их более 100![5] Вот некоторые из них.

Первый из приемов установления контакта – начальная пауза: установление зрительного контакта, сопровождаемое 5-7-ми секундным молчанием. Далее следуют обращения и формулы этикета.

Среди приемов привлечения и удержания внимания уместно использовать «фактор края» – первая и последняя фразы всегда запоминаются лучше. Запоминаются также и образы, созданные средствами выразительности. Тропы и фигуры в ораторской речи незаменимы, но регламентированы. Сравнения с «оживляющим» эффектом, гипербола (некоторое преувеличение помогает заострить внимание аудитории к предмету речи), риторические вопросы и восклицания, экспрессия – все должно быть уместно.

Всегда хорошо принимается слушателями уместное остроумное юмористическое замечание: «Веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов», – уверял А. Франс. Не менее интересным для слушателей является свободное изложение речи оратором, т. е. импровизация (однако путать ее с неподготовленной речью неправильно и опасно).

Средиприемов стимулирования интереса слушателейчасто используется апелляция к интересам аудитории. Этот прием характерен для лекторов, которые сразу начинают с главного. Единственное условие такого «прямого включения»: аудитория должна быть уже подготовленной к тому, чтобы воспринимать материал.

В любом случае, применяя тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. Так, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала для достижения эффекта неожиданности предписывает говорящему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информирован, чем аудитория). Создание (изложение) парадоксальной ситуации часто сопровождается «провокацией», которая призвана вызвать у слушателей реакцию несогласия. Здесь важно не отступить от запланированного «на роптание» регламента, иначе ситуация может выйти из-под контроля. Использование этого приема дает говорящему краткий промежуток времени для уточнения формулировок, а также для подготовки слушателей к конструктивным выводам. Прием краткого отступления от темы обеспечивает возврат к ней – но уже на более высоком уровне интереса и внимания аудитории.

К приемам диалогизации монолога относится часто используемая преподавателями на занятиях проблемная ситуация, призванная стимулировать у учеников познавательный интерес, а также прием сопереживания, когда оратором увлеченно и подробно описываются события, связывающие его с аудиторией. Вопросно-ответное построение главной части текста дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решения по обсуждаемой проблеме. Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, «нестандартно мыслящего» собеседника.

Для освоения вышеизложенного на практике и проверки собственных риторических умений вести ораторский диалог, а также для подготовки к практическим занятиям по темам «Искусство спора. Аргументация» и «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию» (занятия предполагают интерактивную форму обучения) следует выполнить ряд заданий и упражнений (см. Приложение 2) [6].

Что касается ораторских навыков в целом, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично. И стремитесь наделить свою ораторскую Музу, вслед за великим Баратынским, «лица необщим выраженьем».

Наши рекомендации