Теоретическая, практическая и методическая подготовка к занятию
Формируемые компетенции:
1) способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
2) демонстрация культуры поведения, готовности к кооперации с коллегами, способности работать в коллективе.
Теоретическая подготовка.
1. Виды диалога:
· Тематический диалог – строится в форме вопросов и ответов (интервью с ритором, взаимный опрос коммуникантов, экспертная оценка докладчиков).
· Риторический диалог – представляет собой цепь взаимосвязанных речей (конференция по риторическим проблемам, доклады);
· Эвристический диалог – имеет место в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений (спор о проблемах современной риторики, дискуссия о правилах поведения слушателей, диспут о свободе слова и т.п.).
2. Приемы убеждения и воздействия – см. раздел УМК «Методические рекомендации по изучению дисциплины».
Практическая подготовка:
1. Основные приемы развития коммуникативности – см. задание 7: «Самоконтроль и самооценка оратора. Схема синтетической оценки. Схема аналитической оценки» в УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».
2. Основные подгруппы невербальных средств общения – см. УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
3. Задания по теме – см. Приложение 2. (2.3.)[4]
Методическая подготовка:
Занятие предполагает интерактивную форму обучения:
1 – ролевую игру «Невербальные средства общения»;
2 – организацию различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ к выполнению следующих заданий:
1. Ролевая игра «Невербальные средства общения»
1.1. Игра «Мимика»
Цель: эмоциональная гимнастика.
Описание:Участники разбивается на две команды.
Ход игры: Каждый игрок одной команды последовательно поворачивается к одному из игроков другой и с помощью мимики и позы изображает некоторое эмоциональное отношение: восхищение, заигрывание, обида, ужас, усталость и др.
Игроку следует назвать эмоциональное состояние (или обратиться за помощью к команде).
Комментарий: При отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состояние только по его мимическому выражению очень сложно, причем еще и в ситуации, когда это состояние только изображается, а не переживается истинно. Но игра и строится на множестве гипотез и формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал.
1.2. Игра «Угадай слово»
Описание:Участники разбивается на две команды.
Все пишут на листочках по существительному и сдают ведущему (существительные должны быть нарицательными и не слишком простыми). Это – задания для соперников (их количество должно быть равным).
От каждой команды поочередно вызывается игрок. Его задача –
за 20 секунд показать своей команде слово жестами.
Игра продолжается до последнего слова.
Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.
Могут быть учреждены номинации «За лучшее придуманное слово» и «За лучшее представление».
Комментарий: Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде.
2. Организация различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического – по темам:
1. Основные приемы развития коммуникативности (самоубеждение, самоанализ, самоконтроль).
2. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.
3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.
4. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические.
5. Границы допустимости речевого воздействия.
Темы 1 и 2 – для организации тематического диалога.
Темы 3 и 4 – для организации риторического диалога.
Тема 5 – для организации эвристического диалога
ПАМЯТКА
Не только по тому, ЧТО вы подготовите для выступления, но и по тому, КАК вы будете говорить, КАК будете сопровождать свою речь невербальными средствами – то есть по рисунку вашей речи, аудитория получит возможность оценить уровень вашей риторической подготовки.
Литература
Основная
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.
2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) – М., 2007.**
3. Ипатова И.С. Практикум по дисциплине «Риторика» для студентов заочной формы обучения. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2014.**
4. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010.**
5. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*
6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. –
М., 2008.
7. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**
Дополнительная
1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.
2. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Пер. с англ. – М., 2003.
3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.
5. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-мет. пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006*.
6. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**
7. Ипатова И.С. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Риторика». – Н. Новгород: ПФ РАП, 2013.**
8. Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. – М., 2007.
9. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. / Пер. с англ. – М., 2007.
10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. – М., 2004.
11. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.
12. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. / Пер. с англ. – М., 2006.
13. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.
15. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**
16. Читать человека, как книгу / Сост. Е. Знак. – М., 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»
2. http://www. orator.ru
3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал
4. http://www. zhestov.net
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Риторика» включена в программу высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» квалификация «бакалавр» и изучается студентами очного и заочного отделений. Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские (практические) занятия.
Важной частью риторической подготовки является овладение студентами базовым теоретическим материалом, представленным в лекциях и учебно-методическом комплексе по предмету. Вместе с тем студентам необходимо пополнять свой багаж знаний и за счет литературы, причем не только рекомендованной в рамках изучаемой дисциплины, но и с учетом межпредметных связей последней. Однако главным в освоении риторическим мастерством остается приобретение студентами практического опыта оратора.
У студентов-заочников, особенно работающих в юридических фирмах и судах, коммуникативная (в том числе зачастую и ораторская) практика, безусловно, шире, чем у первокурсников очного отделения. Их опыт формируется в процессе реального общения с юристами и по юридическим вопросам. Однако в этом есть и слабая сторона – видимость умений. И если кому-то из студентов на занятиях покажется, что «это вы уже проходили», не спешите с выводами. Никогда и никому не следует пренебрегать «классической» основой обучения – повторением.
А теперь рассмотрим один из «ключевых» вопросов практической риторики – вербальные и невербальные ораторские приемы воздействия и их допустимость.
Сначала несколько слов о невербальных средствах общения, которые имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, а с помощью мимики, жестов, поз – 55%.
В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию. Поэтому для юриста исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой – понимать язык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас.
Теперь непосредственно об ораторских приемах.
Особую роль в ораторском выступлении играют приемы «живой речи», ведь для того чтобы избежать ситуации, когда «четверть слушателей занята «перевариванием» информации, а три четверти активно борются со сном», оратору нужно разнообразить свою речь.
За эпохи существования мировая риторическая практика накопила арсенал таких приемов: это приемы установления контакта и привлечения и удержания внимания, приемы стимулирования интереса и диалогизации монолога. Специалисты утверждают, что для достижения успеха начинающему оратору достаточно уметь применять 10-15 приемов стимулирования внимания и интереса, хотя репертуар профессионального оратора насчитывает их более 100![5] Вот некоторые из них.
Первый из приемов установления контакта – начальная пауза: установление зрительного контакта, сопровождаемое 5-7-ми секундным молчанием. Далее следуют обращения и формулы этикета.
Среди приемов привлечения и удержания внимания уместно использовать «фактор края» – первая и последняя фразы всегда запоминаются лучше. Запоминаются также и образы, созданные средствами выразительности. Тропы и фигуры в ораторской речи незаменимы, но регламентированы. Сравнения с «оживляющим» эффектом, гипербола (некоторое преувеличение помогает заострить внимание аудитории к предмету речи), риторические вопросы и восклицания, экспрессия – все должно быть уместно.
Всегда хорошо принимается слушателями уместное остроумное юмористическое замечание: «Веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов», – уверял А. Франс. Не менее интересным для слушателей является свободное изложение речи оратором, т. е. импровизация (однако путать ее с неподготовленной речью неправильно и опасно).
Средиприемов стимулирования интереса слушателейчасто используется апелляция к интересам аудитории. Этот прием характерен для лекторов, которые сразу начинают с главного. Единственное условие такого «прямого включения»: аудитория должна быть уже подготовленной к тому, чтобы воспринимать материал.
В любом случае, применяя тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. Так, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала для достижения эффекта неожиданности предписывает говорящему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информирован, чем аудитория). Создание (изложение) парадоксальной ситуации часто сопровождается «провокацией», которая призвана вызвать у слушателей реакцию несогласия. Здесь важно не отступить от запланированного «на роптание» регламента, иначе ситуация может выйти из-под контроля. Использование этого приема дает говорящему краткий промежуток времени для уточнения формулировок, а также для подготовки слушателей к конструктивным выводам. Прием краткого отступления от темы обеспечивает возврат к ней – но уже на более высоком уровне интереса и внимания аудитории.
К приемам диалогизации монолога относится часто используемая преподавателями на занятиях проблемная ситуация, призванная стимулировать у учеников познавательный интерес, а также прием сопереживания, когда оратором увлеченно и подробно описываются события, связывающие его с аудиторией. Вопросно-ответное построение главной части текста дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решения по обсуждаемой проблеме. Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, «нестандартно мыслящего» собеседника.
Для освоения вышеизложенного на практике и проверки собственных риторических умений вести ораторский диалог, а также для подготовки к практическим занятиям по темам «Искусство спора. Аргументация» и «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию» (занятия предполагают интерактивную форму обучения) следует выполнить ряд заданий и упражнений (см. Приложение 2) [6].
Что касается ораторских навыков в целом, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично. И стремитесь наделить свою ораторскую Музу, вслед за великим Баратынским, «лица необщим выраженьем».