II раздел. Функционально-смысловые типы речи
1. Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предмет и его признаки. Главным является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей.
При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка).
Задание 11.Ознакомьтесь с языковыми средствами текстов-описаний. Подберите примеры из научных текстов по каждому пункту.
Для текстов-описаний характерно выражение значения одновременности действия и его статичности соответствующими видо-временными формами глаголов-сказуемых только в настоящем времени или только в прошедшем. | |
Употребление номинативных предложений. | |
Употребление безличных предложений. | |
Употребление однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами. | |
Употребление эллиптических предложений (предложения с пропущенным сказуемым). | |
Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений. | |
Используются опорные обстоятельственные слова для представления той или иной картины в пространственной или временной перспективе - внутри, в центре, вокруг, за оградами, являющиеся обязательным элементом описания обстановки. | |
Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого: «Лицо Абая, казалось, излучало какой-то мягкий свет. Полное и круглое, оно не было тронуто ни одной морщинкой. Абай был в полном расцвете своих двадцати девяти лет. Глаза были ясны, горящий внутренним огнем чистый их взгляд был и красив и пронзителен». (М.Ауэзов). |
Задание 12.Опишите внешний вид близкого вам человека (матери, отца, друга, подруги). Составьте описание человека, разыскиваемого полицией. Сравните полученные тексты. Укажите особенности каждого из них.
Задание 13.Напишите сочинение-миниатюру, описание интерьера вашей квартиры, комнаты в общежитии, употребляя причастные и деепричастные обороты. Какую роль в вашем сочинении они будут играть?
2. Повествование как тип речи используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма; проведении эксперимента.
Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста.
Структура текстов-повествований:
1) экспозиция к повествованию (начало события);
2) средняя часть повествования (его развитие);
3) заключение (конец события).
Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.
Задание 14.Ознакомьтесь с языковыми средствами текстов-повествований. Подберите примеры из научных текстов по каждому пункту.
Употребление глаголов прошедшего времени совершенного вида, которые выражают последовательность действия, смену одного цельного, завершенного действия другим, например: «Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!», - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню». (Л.Толстой. Акула). | |
В тексты-повествования могут быть включены и глаголы настоящего времени, которые используются как экспрессивный прием речи. Такое настоящее время употребляется в повествовании о прошлых событиях для придания рассказу живости: слушатели как бы переносятся в прошлое и становятся непосредственными наблюдателями развивающихся событий. | |
Употребляются глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать. | |
Используются обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др. | |
Действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 2014 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на факультете электроэнергетики. |
Задание 15.Составьте два текста-повествования. В одном расскажите о том, как вы провели прошлое воскресенье. Во втором расскажите, как обычно проводите воскресные дни.
Вчера, в воскресенье я встал…. Обычно в воскресенье я встаю.
Обоснуйте выбор глагольных форм для обоих повествований.
Задание 16.Определите тип речи, который можно использовать в высказываниях на данные темы. Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
История развития энергетики Казахстана.
Жизнь и творчество Даукеева Гумарбека Жусупбековича.
Мой университет.
Культура и традиции казахского народа.
3. Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли в последовательной форме.
Виды рассуждения:
1) рассуждение-объяснение (предполагает, что главное утверждение истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главное – раскрыть содержание тезиса);
2) рассуждение-доказательство (доказательство истинности тезиса и становится основной задачей рассуждения-доказательства);
3) рассуждение-размышление (включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.).
Первые два типа текста имеют одну схему построения: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального рассуждения», так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Обязательными же элементами рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к спорному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.
Задание 17.Ознакомьтесь с языковыми средствами текстов-рассуждений. Подберите примеры из научных текстов по каждому пункту.
Вводные слова | Ситуация, при которой употребляется данная конструкция |
Во-первых, во-вторых…, наконец | При введении нескольких аргументов; |
С одной стороны…, с другой стороны… | При рассмотрении тезиса с разных позиций; |
Наоборот, напротив, однако | При опровержении; |
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника | При указании на источник сообщения; |
Предположим, представим, допустим | При ограничениях своих взглядов от чужого мнения |
Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения | Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки |
1. Указание причины | В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо. |
2. Указание на условие | В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы |
3. Указание на уступку | В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что |
4. Указание на следствие | В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому. |
5. Сопоставление, противопоставление, сравнение | В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то- |
Задание 18.Напишите эссе на тему «Средства связи и их роль в жизни современного человека». Охарактеризуйте языковые средства вашего текста. К какому типу они относятся?
Задание 19.На основе какого функционально-смыслового типа (или его видов) построены тексты? Аргументируйте свои ответы на основе языковых средств текста. Сформулируйте основную мысль текста. Перескажите текст.
Текст 1.
Модель Папена
Французский врач Дени Папен, встретившись с крупнейшим учёным того времени - Христианом Гюйгенсом, после долгих и увлекательных бесед с ним был так сильно заинтересован задачами, стоящими перед инженерами, что решил изменить медицине и посвятить себя технике. Он выбрал для себя самую важную и интересную по тому времени область техники - исследование свойств пара и создание теплового двигателя.
В 1680 году Папен изобрёл паровой котёл. Но, создав котёл, он не сразу нашёл способ его применения, а даже отошёл от использования пара - его поглотила идея создания машины, в которой работали бы атмосферное давление и газ, выделявшийся при сгорании пороха. Эта конструкция и принцип действия показаны на верхнем рисунке. Но этому первому двигателю внутреннего сгорания не суждено было жить - от неё отказался сам изобретатель, убедившись, что полезная работа, совершаемая ею, невелика.
И тогда Папен вернулся к пару. Свою первую паровую машину он построил, используя тот же принцип, только заменил порох водой. И, казалось бы, изобретатель добился своего - его паровая машина работала. Но представив, сколько возни было бы с ней, а в результате - один рабочий ход в минуту и мощность меньше 1 лс, Папен отказался и от неё.
Не суждено было найти применение машинам Папена, но другое его изобретение - паровой котёл - являлось отправной точкой для других конструкций, более или менее удачных. Папен также был первопроходцем в области конструирования ДВС, что также является его заслугой.
Текст 2.
Новая система организации энергетического рынка Казахстана предусматривает наличие высокой конкурентной среды на двух уровнях: производство и сбыт электрической энергии. Соответственно, в перспективе ожидается активное участие частного капитала в развитии и строительстве энергоисточников, создании в пределах одного региона нескольких частных конкурирующих энергоснабжающих компаний. В то же время передача электрической энергии остается под прямым или косвенным контролем государства.
В сравнении с энергетическими системами других стран СНГ Казахстан, бесспорно, является одним из лидеров по реформированию этой сферы. Вместе с тем целесообразность проведенных преобразований можно оценить только по истечении определенного времени.
Также, как видно, большая часть казахстанских электростанций – это тепловые, работающие на угле. Они вырабатывают более 85% всего электричества. Если учесть, что в Казахстане имеются большие запасы энергетических углей с низкой себестоимостью, то это дает отрасли сильное конкурентное преимущество.
С другой стороны, из-за привязки к угольным месторождениям генерирующие мощности распределены очень неравномерно: 42% установленной мощности ЕЭС Казахстана сконцентрировано в Павлодарской области.Из-за низкой доли гидроэлектростанций возникает дефицит маневренной генерирующей мощности для покрытия пиковых нагрузок.
Кроме того, генерирующее оборудование станций в значительной мере выработало свой ресурс, что ограничивает возможность производства электроэнергии действующими электростанциями. В настоящее время около 41% генерирующих мощностей отработало более 30 лет. Поэтому в развитии рынка электроэнергетики Казахстана, на мой взгляд, очень важным компонентом является модернизация оборудования электростанций, а также строительство новых мощностей.
Текст 3.