Роды и жанры ораторской речи. Основные функции и закономерности ораторского искусства.

1. Роды и виды речей.

2. Жанры речей.

3. Основные функции и закономерности ораторского искусства.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, социально-политической и других.

В Древней Греции и Древнем Риме выделялись совещательные, судебные и эпидейктические речи. В русских риториках добавляется еще школьная. Среди конкретных видов речей, которые наиболее часто встречаются М.В.Ломоносов выделяет проповедь, надгробную и академическую речь. В «Реторике» Кошанского называется духовное (проповедь,надгробное) и мирское красноречие (речи торжественные, похвальные и академические).

В современной риторике в зависимости от содержания, цели и условий высказываний выделяются следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, академическое, духовное. В каждом роде красноречия существует несколько видов. Среди социально-политических речей выделяют: доклады (выступления) на съездах, конференциях, собраниях, заседаниях; парламентские, митинговые, агитаторские, военно-политические, дипломатические речи, а также политическое обозрение. Судебные речи делятся на прокурорские (обвинительные) и адвокатские (защитительные). Среди социально-бытовых выделяют юбилейные, приветственные, застольные (тосты), речи на приемах, надгробные речи. Академическое красноречие включает лекции (вузовские и школьные); научно-популярные лекции и выступления; научные доклады, обзоры, сообщения. К духовному красноречию относятся проповеди, официальные церковные речи на соборах, встречах и т.п.

Как мы видим, род в ораторском искусстве – это часть красноречия, характеризующаяся общностью объекта речи, его целей, устно-публичного анализа и оценки. Вид речи – является дальнейшей ее дифференциацией по более конкретным признакам. Каждый род объединяет виды речи в зависимости от той функции, которую она выполняет с социальной точки зрения. Поэтому границы между родами красноречия весьма подвижны, между ними существует широкое взаимодействие, предмет речи может быть одним и тем же по тематике, но раскрыт в различных аспектах, подходах к теме. Истинная ораторская речь, к какому бы роду она не принадлежала, является средством познания, просвещения, связана с духовностью, нравственностью, историей страны, развитием ее культуры и т.д. Некоторые виды красноречия иногда рассматриваются как отдельный род красноречия – это относится к дипломатическому, военному красноречию. Сейчас все больше говорят о деловом красноречии как отдельном роде, включающем следующие виды речей – деловая беседа, деловое совещание, пресс-конференции, диспуты, рекламы и т.п.

На первом месте всегда, во все эпохи, стояло социально-политическое (совещательное) красноречие. Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразлучны. Все знаменитые ораторы Древней Греции и Рима были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, правивший Афинами более 15 лет. С его именем связаны законы, приведшие к демократизации афинского полиса, с этим периодом связан высочайший расцвет Греции. Демосфен (величайший оратор Греции) так подчеркнул в своей знаменитой речи «О венке» связь ораторского искусства с политикой, обращаясь к своему противнику: «Не слова, Эсхин, не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики». Цицерон был назван «Отцом Отечества». Задача политического оратора заключается в том, чтобы повлиять должным образом на ход политических событий. Ценность речи определяется ее действенностью. В России, как мы уже отмечали, этот род красноречия не был особенно распространен. Школой политического красноречия стала Государственная дума, в которой рождалась парламентская речь с ее особенностями. Стремительно развивалось митинговое красноречие, в котором отражается борьба мнений, столкновение различных интересов.

Следующий род ораторского искусства – судебное красноречие: искусство устным словом влиять на ход судебного процесса, оправдывая или обвиняя подсудимого. Огромную роль играет понимание того факта, что за каждым словом судебного оратора стоит судьба человека, его жизнь. Здесь особенно важна импровизация. Вплоть до реформы 1864 года, заложившей новые принципы судопроизводства (гласное слушание дела, введение в процесс адвокатов, присяжных заседателей, отмена сословного суда и т.д.) в России судебное красноречие распространения не имело, но после реформы появилась плеяда блестящих адвокатов и прокуроров: А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, В.Д.Спасович и др. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Лучших судебных ораторов того времени называли «говорящими писателями», настолько сильна была выразительность, красочность их речей, сочетающаяся с профессиональными правовыми знаниями.

Для социально-бытового (эпидейктического) красноречия характерно пристрастие к высокому слогу, пышности, красочности, торжественности, это всегда панегирики.

Академическое красноречие сообщает новые факты или рассматривает новые подходы к уже известным фактам, обобщает проведенные исследования, результаты поисков, информирует о них слушателей. В России этот род красноречия зародился в 18 веке, расцвет же его приходится на 19 век и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Публичные лекции читаются учеными специально для широкой аудитории. Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, не являвшихся студентами, был Т.Н.Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. Как вспоминал В.О. Ключевский: « Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в будущее, ту веру, которая светила им путеводной звездой среди самых беспросветных ночей нашей жизни…Лояльно-прямо, возвышенно и художественно он воспитывал в слушателях на своих исторических построениях, на уроках, даваемых ходом истории, идею долга и ответственности перед обществом». Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замечательный историк В.О.Ключевский, химик Д.И.Менделеев, ботаник К.А.Тимирязев, биолог И.И.Мечников , физиолог И.М.Сеченов и другие замечательные ученые.

Наиболее древний вид красноречия, имеющий в России богатый опыт и традиции, никогда не прерывавший своего развития, - духовное (церковно-богословное) красноречие. После того, как князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Проповедниками в Древней Руси было высказано много интересных политических, философских, нравственных идей. В проповедях отражается интерес к духовному, внутреннему миру простого человека, источнику его привычек, как хороших , так и дурных. Осуждается пьянство, лицемерие, гордыня, гнев и т.п. Прославляется мужество, справедливость, милосердие, любовь к Родине.

Дипломатическое красноречие часто рассматривается как разновидность социально-политического выступления, предполагающее умение говорить в завуалированной форме: «язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли», - отмечал известный французский дипломат Ш.М.Талейран. Умение чувствовать с кем говоришь, для дипломата играет огромную роль.

Военное красноречие также часто рассматривается как разновидность социально-политического красноречия. Мы уже отмечали знаменитое «Золотое слово» князя Святослава, не раз обращался к своим воинам Петр I , выдающимся оратором был и А.В.Суворов. Дошедшая до наших дней книга его афоризмов «Наука побеждать» наглядно показывает, как искусно владел Александр Васильевич словом: солдаты того времени были в основном неграмотны, поучения воспринимали на слух и краткие афоризмы Суворова хорошо запоминались («Быстрота, глазомер, натиск»; «Сам погибай, а товарища выручай»; «Голова хвоста не ждет» и другие).

Ораторское искусство выступает в нескольких социальных функциях:

1. Это средство публичного обмена мыслями и мнениями, обогащающее людей.

2. Оно имеет ярко выраженную познавательную функцию, являясь средством распространения знаний и обмена опытом.

3. Это средство передачи информации, имеющее пропагандистские (агитационные) функции.

4. Управлять, руководить возможно лишь общаясь, поэтому ораторское искусство является особой формой руководства людьми.

5. Мы передаем не только информацию, знания, но и свои эмоции, стараясь словом выразить свои эмоции, - отсюда столь сильна эмоциональная функция ораторского искусства.

Как и всякое искусство, ораторское искусство имеет свои закономерности:

1. Это искусство – явление историческое: каждая эпоха призывает на трибуну своего оратора, создает свой образ оратора.

2. Ораторское искусство явление не только историческое, но и национальное.

У каждого народа, у любой нации есть свои особенности в области

ораторского искусства. В.Г.Белинский в рецензии на «Риторику»

Кошанского писал: «… французский оратор в Англии, а английский – во

Франции не имели бы успеха, хотя бы они, каждый в своем отечестве,

привыкли властвовать над толпой силою своего слова…»

3. Ораторское искусство – явление личностное. Здесь важно кто взошел на трибуну, кто начал говорить. Мы слушаем не просто речь, а человека, который говорит. «Заговори, чтобы я мог узнать тебя» (Сократ). Отмечают в ораторском искусстве две стороны – субъективную и объективную. Субъект в ораторском искусстве – это сам оратор со всеми присущими ему качествами: мировоззрением, способностями, подготовкой, подходом к аудитории, к теме своего выступления и т.д. Подготовка к конкретному выступлению определяется родом и видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, перед которой ему предстоит выступать и т.д.

Наши рекомендации