Краткое изложение содержания лекций по курсу
Риторика как наука об ораторском искусстве
Риторика - наука об ораторском искусстве, о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).
Законы риторики (концептуальный закон, закон моделирования аудитории, закон стратегии поведения оратора, закон формирования тактики составления выступления, закон внимания к словесно-речевому выражению, закон эффективного общения, системно-аналитический закон) отражают системность мыслеречевой деятельности (что, зачем, как), и следование им определяет коммуникативный успех публичного выступления.
Предметом современной риторики является не только ораторская (публичная речь), но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др. Главная задача риторики – оказывать убеждающее воздействие на слушателей. Отсюда прямой предмет риторики именно убеждающая речь.
Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся принципы создания и реализации речи, не зависящие от того, в какой сфере деятельности оратор выступает с речью. Общая риторика включает пять разделов, каждый из которых показывает последовательность подготовки и разворачивания речи: изобретение (что сказать?), расположение (где сказать?), выражение как сказать?), память, произношение и телодвижение. Предметом частной риторики является рассмотрение общих принципов создания и реализации речи в применении их к определенной сфере общения. Существуют разные частные (прикладные) риторики: педагогическая, административная, военная, политическая, юридическая и др.
Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь – инструмент и средство правоприменительной деятельности. Для юридической риторики характерно изучение речи (языка) с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка; 2) как средства аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления. Задачи предмета юридической риторики: обучаемые должны овладеть ораторским мастерством, навыками грамотной, аргументированной и доходчивой публичной речи; получить систематическое представление о сущности ораторского искусства, мастерства устного выступления; приобрести комплекс знаний, умений и навыков оратора по подготовке и произнесению судебной речи.
Значение риторики для юриспруденции
Риторика развивает в человеке целую систему ценных личностных качеств: культуру мышления, речи, поведения, эрудицию. Риторика необходима человеку любой профессии, независимо от того, связана ли его деятельность с умением общаться и хорошо говорить: личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной специальности. Эффективная мыслеречевая деятельность - основа профессионализма.
Каждый юрист занимается лекционной пропагандой, проводит беседы, читает лекции, доклады по самым различным вопросам, и ему следует владеть навыками общения с аудиторией. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Это является одним из его главных профессиональных качеств. Не каждый юрист может достичь вершин ораторского искусства, но каждый должен и может научиться полемизировать в суде, произносить убедительные и содержательные речи.
Из истории судебного красноречия
Разработка основных вопросов судебной риторики в античном обществе
История судебного красноречия уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Вершины развития оно достигло в Афинах в V веке до н.э. – в период общественного подъема и роста культуры. Первыми теоретиками судебного красноречия Древней Греции были Горгий, Лисий, Исократ.
Искусные речи Горгия (485-380гг. до н.э.) изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. В риторике известны горгиевы фигуры – разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце.
Выдающийся судебный оратор Лисий (ок. 459/445-378гг. до н.э.) главное внимание уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Он умел создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Лисий же заложил основу композиции судебной речи: для всех его речей характерно естественное вступление, образное повествование, краткость, строгий вывод.
Исократ (436-338гг. до н.э.) явился создателем «периодической речи»; в ораторской школе, им открытой, была разработана композиция ораторского, в том числе и судебного, произведения: 1) введение, цель которого – привлечь внимание и вызвать расположение слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Сократ (470-399гг. до н.э.) на первое место ставил логическое доказательство. С именем Сократа связано также развитие диалога в разных его формах - от спокойной беседы до напряженной полемики. Выяснение истины в споре называлось «эристикой». Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с греческого «искусство повивальной бабки»). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли: Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322гг. до н.э.). Это он сделал в "Риторике", состоящей из 3-х книг. Автор выделяет и характеризует три вида речей (совещательные, судебные, эпидейктические). Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, используя в речи гнев, пренебрежение, стыд, сострадание и другие чувства. Строить речь следует ясно и просто. Классический стиль должен быть в меру пространным и в меру сжатым, отличаться наличием чувства, соответствием действительности, разнообразием характеров - с этим связано разнообразие речи. В качестве обязательных структурных частей речи автор называет: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ - изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия.
Развитию судебного красноречия в Древнем Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, и теория судебной речи разрабатывалось на базегреческого наследия. Все лучшее, чего достигло судебное римское ораторское искусство, нашло свое выражение в мастерстве Марка Туллия Цицерона (106-44гг. до н.э.). Основываясь на опыте своих предшественников, Цицерон кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты многими авторами трудов по красноречию. Он определил конкретные задачи обучения красноречию: оратор должен изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом). К трем крупным разделам риторики, таким, как 1. Изобретение, 2. Расположение и 3. Украшение, следует добавить и два других: 4. Произнесение и 5. Память. Именно эти разделы определили содержание классической риторики. Без этих канонов невозможно и современное обучение красноречию. Наиболее полезными для оратора Цицерон считал этику и логику, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, а знание этики – выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Главная сила речей Цицерона – в их содержательности, умении подбирать материалы, веские доказательства, в логичном расположении материала и в яркой, доходчивой форме. Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на мысль слушателя, другие должны воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Каждая судебная речь, произнесенная им, сильная по аргументации, удивительная по форме, побеждала слушателей.