Общекультурный речевой этикет
Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности»[84].
К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человека чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение речевого этикета всеми людьми при исполнении служебных обязанностей имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению, как речевой, так и общей культуры общества. При этом отметим, что правильное речевое поведение сотрудников учреждения поддерживает положительную репутацию всей организации.
Этикет тесно связан с этикой, нравственными основами взаимодействия людей. Он способствует благоприятному психологическому климату в семье, на работе, в отношениях с окружающими.
Существуют определённые принципы и постулаты речевого этикета. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Успешность коммуникации зависит от отношения собеседников к друг другу, от уважения к собеседнику, от взаимного стремления избежать разного рода помех при общении. Сегодня некоторые идеи лингвопрагматики применяются и в риторике, частности, переносится подход к коммуникации. Так, в связи с эффективностью коммуникации говорится о принципе кооперации, который сформулировал Г.П. Грайс. Он же сформулировал и четыре основных постулата, которые выводятся из кооперации, лежащего в основе всякого общения.
К постулатам речевого общения относятся:
· постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований),
· постулаты количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным),
· отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата),
· постулаты способа выражения (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.).
Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу. [85]
Возможность постоянной реализации этого принципа некоторыми учёными подвергается сомнению, тем не менее в данных постулатах-максимах есть рациональное зерно.
Другой важный принцип, открытый лингвопрагматикой, который регулирует процесс общения, – принцип вежливости, сформулированный Дж. Личем. Принцип вежливости Дж. Лича звучит следующим образом: «Своди к минимуму при прочих равных условиях выражение невежливых мнений», а также: «Максимизируй (при прочих равных условиях) выражение вежливых мнений». Этот принцип находит свое выражение в шести постулатах: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.[86]
Принцип вежливости является неотъемлемой частью коммуникативного кодекса. Данный принцип направлен на предотвращение конфликтных ситуаций. Соблюдение принципа вежливости создает среду положительного взаимодействия. Этот принцип обеспечивает реализацию коммуникативных стратегий, где огромную роль играют непрямые (косвенные) формулировки, иными словами, использование «приемов подразумевания». Этот тип приемов используется собеседниками с тем, чтобы не затруднять собеседника.
Требования вежливости особенно значимы для сообщений, которые имеют функции налаживания межличностных контактов, привлечения слушателей на свою сторону и т.д. В случае же простой передачи информации принцип вежливости важен, но отодвигается на второй план.
Область речевого этикета охватывает повседневное общение в быту между родными людьми, общение с друзьями в неформальной обстановке, большое внимание уделяется сфере профессиональной деятельности людей.
К сфере речевого этикета относятся принятые в данной культуре способы приветствия и прощания, обращения в разных ситуациях, способы изъявления просьбы, выражения сочувствия, горя и т.д. В речевом этикете оговаривается, что может служить предметом разговора, а что нет в различных ситуациях.
Специфика речевого этикета связана с тем, что в каждой культуре формируются определённые модели поведения, которые предписаны субъектам данной культуры, и собеседник вправе ожидать от другого человека принятых в культуре норм и правил этикета. Слова и поведение человека в соответствии с речевым этикетом усваиваются очень глубоко и воспринимаются как естественные и обязательные.
Речевой этикет имеет свои правила с точки зрения языковой нормы. Например, при извинении рекомендуются такие фразы, «извините меня», «прошу прощения», но считается неправильной фраза «извиняюсь».
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть фуршет, школьный выпускной вечер, деловое совещание, дискуссия на научной конференции, прием на работу и увольнение, беседа врача и пациента, защита диссертации и др.
Речевой этикет регулирует поведение человека с точки зрения возраста и статуса собеседников, служебной иерархии, социального положения, степени родства, места и времени общения, мотивов и целей, характера отношений – деловых, дружеских, формальных, неформальных. Например, обращение к человеку будут разным в разных случаях – на «ты» или на «Вы», по имени или по имени и отчеству, с прибавлением каких-то определений: «Уважаемый + имя-отчество» и т.п.
Мотив и цель общения задают свои ограничения для речевого этикета, конечно, правила поведения на банкете по случаю юбилея компании отличаются от правил поведения на похоронах близкого человека. Речевой этикет диктует разные модели поведения в зависимости от темы, места и времени общения. Так, производственное совещание по сугубо деловым вопросам на производстве будет протекать по другим речевым этикетным правилам, чем встреча в школе на вечере выпускников.
При общении между двумя хорошо знакомыми и равными по статусу людьми речевые формулы обращения, приветствия, прощания будут более свободными. Здесь уместны и «Здравствуй, дорогой!», и «Привет, привет! Сколько лет, сколько зим!», и «О, приветствую тебя!». Но совершенно неуместно эти фразы будут выглядеть при обращении к мало знакомому человеку или к начальнику.
В речевом этикете отражаются и возраст, и образование людей, и пол. Так, женщинам свойственна более вежливая речь, но и более эмоциональная. В подростковой и молодёжной средах немало жаргонных речевых формул обращения и прощания, современные учёные отмечают снижение общей речевой культуры, грубое нарушение норм этикета среди молодёжи. И не только по отношению к друг другу, но и по отношению к родителям, учителям, знакомым и незнакомым людям.
Речевой этикет необходим обществу, он выполняет важные коммуникативные функции: регулирует отношения между людьми и помогает избежать конфликтов; облегчает первое знакомство и дальнейшее общение в незнакомой обстановке; способствует установлению контакта и благоприятной обстановке для общения; очерчивает круг возможного и недопустимого речевого поведения; позволяет установить необходимый статус общения (официальный, полуофициальный, неофициальный); позволяет выразить себя как человека воспитанного, образованного, заслуживающего уважения и доверия.
Этикет не только разрешает, но и запрещает. Запрещает грубую брань, употребление непристойных слов и выражений и нецензурной лексики, неуважительное обращение к собеседнику, агрессию, крик и чрезмерное проявление эмоций, неуместную и неприличную жестикуляцию, развязные позы, интонацию, которая выражает пренебрежение и неуважение и т.п.
В этикете вообще и в речевом этике, в частности, как мы видим, регулируется и вербальное (словесное), и невербальное поведение человека – жесты, мимика, взгляд, расположение в пространстве – допустимая дистанция, интонация в самом широком диапазоне от изысканно вежливой до грубой и т.п. В зависимости от степени официальности ситуации речевой этикет может быть более или менее строгим.
Самый строгий речевой этикет – в дипломатической сфере. В конкретных условиях нормы речевого этикета могут регулироваться тем коллективом, в котором люди находятся в постоянном общении – на работе и в семье. Что-то считается вполне нормальным в одном коллективе и совершенно недопустимым в другом. Но всегда остаётся под запретом грубое и неуважительное, неприличное и неэстетичное речевое поведение.
Можно сформулировать правила речевого этикета в быту и профессиональной среде.
Так, собеседникам предписывается доброжелательное отношение друг к другу. Запрещается своей речью наносить ущерб партнеру: обиду, оскорбление, пренебрежение, нельзя высказывать прямые негативные оценки. Главным психологическим требованием речевого этикета является, несомненно, принцип «не навреди».
В беседе необходимо учитывать социальный статус, пол и возраст собеседника, ситуацию общения.
Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», он должен уметь встать на позицию партнера, он не должен давить на собеседника, превращать диалог в монолог. Соответственно и слушающий должен отодвигать свое «я» на второй план, включать эмпатическое слушание.
И говорящий, и слушающий, поставив в центр своего внимания другого, должны учитывать личность другого, его осведомленность в теме, степень заинтересованности, постоянно поддерживать контакт с помощью невербальных средств (через мимику, жест, взгляд). Слушающий должен сигнализировать партнеру поддакиванием, кивком головы, мимикой о своем внимании и интересе.
Собеседники должны поочередно передавать инициативу в диалоге, уметь тактично, но твердо брать инициативу в свои руки, если партнер увлекся или сознательно захватил право на монолог.
В общении важен выбор дистанции. Партнеры должны учитывать дистанцию, принятую в данной национальной культуре, допустимую при разных типах общения.
Говорящим предписывается выбор степени свободы поведения в зависимости от условий общения, национального состава участников. Излишне громкий голос и размахивание руками перед лицом собеседника вряд ли способствуют коммуникации.
Говорящему рекомендуется подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается, не допуская спора или критики, не вынуждая другого занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.
Говорящий должен следовать логике развертывания текста, удерживать тему разговора, не перескакивать с одного на другое.
Слушающий также обязан не терять нить разговора, не отвлекаться от предмета беседы и избегать попутных отступлений, не раздражаться на специфические качества говорящего, отделять человека от проблемы, чтобы не упустить ценную информацию, если человек чем-то неприятен слушающему.
Слушающему необходимо показывать говорящему, что он готов его слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересовано.
Слушая, надо стараться понять, а не искать повод для раздражения, не думать в это время о своём и караулить момент быстро перебить собеседника и вновь говорить о своём.
Собеседники должны помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания ограничен. Время говорения без паузы может длиться от 45 секунд до 1,5 минуты, а наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи смысловым единицам +2.
Собеседникам рекомендуется выражаться в благожелательной и оптимистичной манере, не превращать свою речь в поток бесконечных жалоб или порицания всего и всех.
Собеседники должны вести отбор языковых средств, стремясь к правильности, уместности, доступности, точности, логичности и выразительности речи, говорить стилистически адекватно ситуации общения, не засорять речь словами-«сорняками» (ну, типа, значит и т.п.).
И говорящий, и слушающий должны контролировать не только свои мысли, но и свои чувства: если их захлестывают эмоции, вряд ли общение будет продуктивным, к тому же рассерженный человек придает неверный смысл словам другого.