Правдоподобная аргументация - это аргументация, в которой точку зрения обосновывают или критикуют, применяя схемы правдоподобных рассуждений 1 страница
Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении
Психологическое воздействие имеет много разнообразных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т.д. Относительно ораторской деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без у вниманиею.
В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин \"презентация\" Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике понимается под публичным выступлениемм виступом. Например: \"публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представления проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающее влияние и побудить их к действиям, которые прямо или опосередкова ано выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступаетупає".
Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов \"публичное выступление\", \"презентация\", \"ораторская речь\" Любое выступление перед аудиторией не лишен каких-то информативных частей н, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирование слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакциилик бажаної для оратора реакції.
Однако ограничение риторики исключительно категорией убеждение приводит к ее сужения, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций Поэтому более целесообразно пользоваться термином \"успех пуб бличного выступления \", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информироватьнформувати).
Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:
Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия
Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории
На этапе инвенции получает свою реализацию так называемая техника применения топов (топосов), разработанная еще в античности. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы. "Местами" они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое "место" в речи, получила наименование "место" (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). "Общими" же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, "модельной" природы.
Таким образом, топосы понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для "размножения" идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И соответственно топика как наука о совокупности "общих мест" и способах их применения отражает общие законы человеческого мышления.
Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелемв "Топике" и "Риторике". В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей "Риторике" около сорока общих мест, из которых 28 "надежных" топов и 10 "ненадежных". Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате "Топика" находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.
М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных "расплодить" простые идеи, умножить их, превратить в "сложенные": 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения. В "Общей риторике" Н.Ф. Кошанского представлено еще больше топов-моделей – 24 [см. подробнее 1,
с. 149 – 150; 295 – 302].
Современная риторика, обобщив опыт авторитетных предшественников, пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".
В рамках модели риторической коммуникации властные отношения рассматриваются как динамичные, развивающиеся, определяемые множеством факторов. В основе власти лежит совместная деятельность людей, человеческие взаимоотношения. Динамический характер власти означает постоянное изменение характеристик и контекста реализации властных отношений, что приводит к необходимости для адресанта власти подтверждать свое «право на власть» . То есть всякий раз эффективность властного воздействия будет зависеть от того, насколько успешно адресант оценил компетентность адресата и выбрал в соответствии с ней информационные и аргументационные ресурсы.
Властные отношения в современном мире немыслимы без опоры на информационные ресурсы, заменяющие сегодня силу и богатство, на которых основывалась власть в прежние эпохи. «Право на информацию» , или «право знать» , которое можно интерпретировать как неотъемлемое право каждого гражданина общества, предполагает активность адресата власти, сопоставление им имеющихся сведений, критический анализ и оценку представляемых субъектом власти аргументов.
Риторическая коммуникация в настоящее время понимается как единство вербального и невербального, что привело к развитию панаргументации, т. е. пониманию того, что каждый функциональный стиль обладает аргументирующей силой, так как в идеале каждое сообщение должно быть ориентировано на отправителя и получателя. В понимании Ч. Перельмана и Л. Олбрехтс-Тытеки, риторика – это практическая дисциплина, в рамках которой диалектические техники могут быть использованы для влияния на людей. Соответственно, риторическая коммуникация – это общение между адресантом и адресатом с целью внесения изменений в модель мира последнего и установления консенсуса между общающимися посредством убеждающего текста.
Понятие риторического аргумента шире философского понятия. Информация, не имеющая адекватного риторического оформления, рискует быть недостаточной для функций убеждения и понимания. Риторический аргумент обеспечивает другое качество информации сообщения, а именно, усиленную или подкрепленную репрезентацию сообщения, влияя на рефлексивные позиции риторанта таким образом, что он с большей вероятностью будет осуществлять системные и целесообразные рефлексивные ходы (схемы рефлексивного действования, техники понимания) в соответствии с замыслом ритора. Именно риторическая аргументация делает высказывания привлекательными, интересными, убедительными, понятными, доходчивыми, правдоподобными и т.д.
Риторическое поле дискурса – это коммуникативный медиум, содержащий программы герменевтического действования языковой личности, реализующиеся через посредство разнообразных языковых и риторических структур, способов, приемов, тактик и стратегий риторической организации текстов дискурса. Риторическая стихия предстает как пространство непосредственного развертывания мыследеятельности языковой личности, движения рефлексии в смыслах и к смыслам, фиксации рефлексии, рефлексивных сдвигов или рефлексивных сбоев и т.д. Ее (мета)смысловой потенциал в значительной мере определяется характером и динамикой развертывания риторической аргументации.
Риторическая аргументация заключает в себе словесно аранжированную (мета)смысловую информацию, реализующую и обеспечивающую главнейшую функцию коммуникации – убедительность через оперирование ментально-рефлексивными актами и процессами мышления, а также состояниями и модусами рефлектирующего сознания языковой личности. Суть риторической аргументации – в ее рациональности и «рассудительности» (т.е. опоре на разум), способности трансформировать и изменять векторы мысли и приводить состояния сознания языковой личности к параметрам активности и целеустремленности. Риторический аргумент несет в себе метасмысл(ы) убедительности. Риторическое слово как универсальная компонента убеждения обретает свою значимость благодаря тому факту, что опирается на широкий спектр составляющих интеллекта языковой личности, и определение риторического аргумента как феноменологической сущности должно строиться на признании его рефлексивности, т.е. на признании его «энергийно-смыслового» потенциала, актуализация которого в дискурсе делает его рациональным, убедительным, истинным и т.п. «Дерефлексиализация» дискурсных ситуаций, т.е. редукция их (мета)смыслового потенциала слова может являться следствием недооценки возможностей риторической аргументации.
Назначением риторической аргументации и ее основными задачами являются следующие: пробиться к онтологическому ядру риторанта – рефлексии, помочь ему занять ценностную позицию по отношению к тексту сообщения, побудить мыслить, поддерживать направление мысли, устранять ситуации возмущенной рефлексии, эксплицировать событие мысли, дать ощутить «светлую радость мысли» (по выражению М.К.Мамардашвили), выразить оттенки и ньюансы мысли и т.д. Если риторическая аргументация недостаточно развита, движение рефлексии в смыслах может затрудняться и даже блокироваться, и мы имеем лишь «тень» мысли, подобие мысли, ее мертвую имитацию – «симулякры» [10, 14]. Риторическая аргументация регулирует процессы мыследеятельности коммуникантов, и от нее зависит, насколько успешно и эффективно будет проходить развертывание коммуникации.
К риторической аргументации могут быть отнесены риторические метатексты, которые играют значительную роль в соотнесении и (со)организации мысли и слова, процессов восприятия и понимания дискурсных ситуаций. Их назначение - задавать рамки, помещаясь в которые риторант с большей вероятностью будет рефлектировать в соответствии с коммуникативным замыслом ритора. Они задают ориентацию рефлексии, актуализуют познавательно, контекстно и ситуационно мотивированные типы и виды рефлексии в широком диапазоне их актуализаций в дискурсе и способствуют оптимальному развертыванию дискурса. Это – рациональные операциональные ресурсы дискурса, в определенной мере обеспечивающие воздейственность, эффективность и убедительность дискурса. Являясь носителями метасвязей и метаотношений между различными структурами текста, они формируют и структурируют архитектонику текста. Кроме того, они регулируют меру Я-включенности языковой личности, контролируют движение рефлексии в смыслах, фиксируют рефлексию на наиболее значимых смыслах, обеспечивают рефлексивную адаптацию языковой личности и являются средством ее «защиты» (термин А.А.Реформатского) [13] в риторической стихии дискурса. Они также являются коррелятами рефлексивных позиций ритора относительно отдельных смысловых позиций текста и позволяют выявлять моменты их совпадения/несовпадения или соответствия/несоответствия в рефлексивных позициях ритора и риторанта.
Риторические метатексты могут представлять коммуникативные намерения ритора в отношении риторанта, и благодаря им ситуации дискурса обретают более личностное звучание и черты живого общения. Без риторических метатекстов содержательно-логический план дискурса предстает в аморфном, размытом виде для риторанта. А.Вежбицкая относит метатекстовые компоненты к «мета-организаторам» высказываний, дублирующим на метатекстовом уровне действия, которые фактически совершает говорящий самим произнесением остальных предложений текста, и такая семантическая запись «компонентов глубинной структуры» отражает ход мысли говорящего [4, 409, 418, 421]. Риторические метатексты являются активными актуализаторами самых разных векторов мысли и их корреляций в общей структуре текстов.
Компетенция - это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы.
Компетенция (от лат competencia - круг вопросов, с которыми человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом) - это интегрированный результат овладения содержанием общего среднего образования, который выражается в готовности те ученика использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы деятельности в конкретных жизненных ситуациях для решения практических и теоретических задаач.
Компетенция является интегральным результатом взаимодействия компонентов:
мотивационного что выражает глубокую заинтересованность в данном виде деятельности, наличие личностных смыслов решать конкретную задачу;
целевого связанного с умением определять личные цели, сопоставимые с собственными смыслами; составлением личных проектов и планов; осознанным конструированием конкретных действий, поступков, которые обеспечат достижения ния желаемого результата деятельности
ориентациитого что предусматривает учет внешних условий деятельности (осознание общей основы деятельности, знание о круге реальных объектов; знания, умения и навыки, касающиеся круга) и внутренних (суб ' \"объектно опыт, имеющиеся знания, предметные и межпредметные умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности и т.д.) Работа ученика относительно собственных сильных и слабых сторон
фунщионального что предполагает способность использовать знания, умения, способы деятельности и информационную грамотность как базис для формирования собственных возможных вариантов действия, принятия решений, применение новых форм м взаимодействия и т.д.
контрольного что предполагает наличие четких измерителей процесса и результатов деятельности, закрепление правильных способов деятельности, совершенствования действий в соответствии с определенной и принятой цели;
оценочного связанного со способностью к самоанализу; адекватного самооценки своей позиции, конкретного знания, необходимости или ненужности для своей деятельности, а также метода его получения или ис истанн.
Эти компоненты в структуре общей компетенции ученика тесно взаимосвязаны Поэтому каждый компонент может влиять на развитие других компонентов
Знание человеком соответствующей компетенцией обозначается термином \"компетентность\" Если компетенция является заранее заданной норме образовательной подготовки, то компетентность - это качество личности, необходимость дна для качественной продуктивной деятельности в определенной сферевній сфері.
Вопрос 13
1. Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить".
В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.
Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.
Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чем угодно.
2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
5. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
6. Риторики в России. Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.
· Он выделяет:
o собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;
o ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;
o поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.
В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось ее форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Серьезные логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре побеждал не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал точку зрения, более точно соответствующую идеологическим догмам, а тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания.
Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.
Вопрос 14
Торжественная речь – эмоциональное высказывание по торжественному поводу; ее назначение – создать праздничное настроение. Торжественная речь должна согреть сердца слушателей. При ее подготовке мы должны спросить себя: какие чувства охватывают слушателей в этот праздничный час? Торжественная речь убедительна, если в ней присутствует «дыхание поэзии».
Для юбилейной речи в честь заслуженного деятеля может быть предложен такой план: приветствие; назвать повод для произнесения речи; отметить важные этапы жизненного пути юбиляра; кратко охарактеризовать существенные стороны его натуры, особенно выделив хорошие; дать соответствующие примеры; если возможно, рассказать о жизненных эпизодах, характерных для юбиляра, с личным участием выступающего, отметить значение юбиляра для фирмы (например, выразить благодарность); высказать добрые пожелания на будущее.
Нередко при произнесении праздничных речей получается «бесконечная череда». Если возникает множество поздравителей, торжество может стать для слушателей мучением. После пятого поздравляющего успехом могут пользоваться только ораторы, использующие короткие и забавные пассажи.
В день своего рождения уже пожилой Конрад Аденауэр непринужденно констатировал: «Я сегодня услышал много прекрасных речей, но ведь я их заслужил».
Третий уроженец Сицилии Горгий (485—380 гг. до н. э.) оказался самым прославленным учеником Эмпедокла. Ряд исследователей считает именно Горгия творцом греческой художественной прозы1. Прибыв вАттику в 427 г. до н.э. в качестве посла города Леонтины, терпящего притеснения от соседних Сиракуз, Горгий привел в восторг афинскую публику искусными антитезами и рифмованными созвучиями слов. Так до Горгия в Афинах не говорил никто. В результате народное собрание отдало предпочтение этому политическому оратору только за умение красиво выражать свою мысль. В постановлении экклесии значилось: немедленно оказать леонтийцам военную помощь в борьбе против Сиракуз.
"Нововведение Горгия заключалось не в придумывании приемов (аллитераций, ассонансов, повторов, поэтических фигур, антитез и аналогий) — они были хорошо известны задолго до него — а в той организации словесной ткани, которой он достигал с их помощью. Противопоставление понятий и связанная с этим игра словами превращалась у него в членение речи на симметричные отрезки с сознательно подобранной созвучной концовкой.
Тем не менееГоргий разрабатывает методику воздействия на слушателя. Не случайно именно в его школе было выработано определение:
Ρητορικη ΄εστιπειθους ‘δημιουργος΄ — риторика — мастер убеждения6.
Горгий вводит ряд средств, с помощью которых оратор "ведет за собой" душу слушателя и услаждает ее (ψυχαγωγια). Античная традиция приписывает Горгию изобретение словесных фигур (греч.σκ’ηματα, лат. figurae), известных у нас под названием горгианских фигур. Собственно у Горгия их было три: антитеза ’αντιθεσις) — сочетание членов фразы, находящихся между собой в отношении противоположности (напр. "приятно лесть начинается и горько она кончается");равночленность — исоколон ‘ισοκωλον — симметрия слогов) — уравнивание между собой синтаксических членений предложения (см. пример 1 и 3); созвучие окончаний — "гомойотелевтон" ‘ομοιοτελευτον — обычное украшение антитезы ("Была ли она силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?")7.
Все последующие приемы ораторского искусства включались в перечень фигур, а позднее требовали уже специальной и разветвленной классификации.
Платон с пристрастием описывает самоуверенность Горгия, рассчитывавшего на магическую силу красноречия, преподаваемого в его школе. В диалоге "Горгий" герой так говорит о могуществе оратора, руководящего толпой: "Если бы в какой угодно город прибыл оратор и врач и если бы в Народном собрании или в любом ином собрании зашел спор, кого из двоих выбрать врачом, то на врача никто бы и смотреть не стал, а выбрали бы того, кто владеет словом... потому, что не существует предмета, о котором оратор не сказал бы убедительнее перед толпою, чем любой из знатоков своего дела. Вот какова сила искусства и его возможности... Оратор способен выступить против любого противника и по любому поводу так, что убедит толпу скорее всякого другого; короче говоря, он достигнет всего, чего ни пожелает..."8 Такая смелость первых софистов опиралась на избранный ими способ рассуждения. Т.А. Миллер определяет его как "соотнесение" — единичного, отдельного, с общим, целым, а также предметов друг с другом, их противопоставление и соположение. Эти мыслительные операции сами по себе, разумеется, не были новшеством, однако, превращенные в рабочий метод, они легли в основу того специфического описания реальности, которое выявляет в предметах сопоставимые (соотносимые) друг с другом грани (мы называем это схематизацией) и которое позволило Аристотелю создать учение о силлогизмах (логических связях) и применить классификацию по родам и видам, а писателям — разработать достаточно жесткий трафаретизображения действительности"9 Уже с первых шагов античная риторика отличалась продуманной связностью всех частей от больших до мельчайших, системной рациональностью, столь характерной для всей греко-римской культуры10.
По свидетельству Филострата11, Горгий вызывал восторг вовсе не как судебный или политический оратор, а как мастер торжественного красноречия (позднее Аристотель назвал этот тип эпидейктическим / Arist., Rhetor., I, III, 2/). Именно Горгию принадлежали поразившие слушателей Олимпийская речь на празднествах в Пифийском храме и надгробное слово в память афинян, павших на войне (обе речи не сохранились). "Вырабатывался специфический новый тип красноречия, предназначенный не для споров и тяжб, а для прославления и уничижения, не для доказательства или опровержения фактов, а для их оценивания"12. Эти речи способствовали не столько выражению симпатий или лести к тому или иному политическому деятелю, но посвящались пропаганде определенной идеологии или образа жизни.
АНТИТЕЗА( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут (А. С. Пушкин)
Вопрос 15
предпочтений логика-логика сравнительных оценок, выражаемых при помощи понятий "лучше", "хуже", "равноценно", называемых предпочтениями.Логическое исследование сравнительных оценок началось в конце 40-х годов этого века в связи с попытками установить формальные критерии разумного (рационального) предпочтения. В качестве самостоятельного раздела модальной логики П. л. начала развиваться после работ Г. X. Фон Вригта.В П. л. принимается, что "лучше" и "хуже" взаимно определимы: один объект лучше другого в том и толькотом случае, когда второй хуже первого. Напр.: "Здоровье лучше болезни" равносильно "Болезнь хужездоровья". Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим ("Бронзовая скульптураравноценна мраморной, только если бронзовая скульптура не лучше мраморной и не хуже ее").Равноценными могут быть и хорошие, и плохие объекты.
В П. л. принимается обычно принцип аксиологической полноты для сравнительных оценок: любые дваобъекта таковы, что один из них или лучше другого, или хуже, или они равноценны. Этот принцип опираетсяна допущение, что множество вещей, ценность которых может сравниваться, охватывает все мыслимыевещи. Очевидно, однако, что сопоставляться на предмет предпочтения могут не любые объекты. Скажем,быть простым числом не лучше и не хуже, чем быть совершенным числом, но это не означает, что простоеи совершенное числа в каком-то смысле равноценны. Объекты, подобные числам или геометрическимфигурам, лежат, по всей вероятности, вне области наших предпочтений. Принцип аксиологической полнотыне является, таким образом, подлинно универсальным, приложимым к любым совокупностям объектов.