Тема 6. Законы и принципы современной общей риторики
Основные законы и принципы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Закон эмоциональности речи. Закон продвижения и ориентации адресата. Закон удовольствия. Взаимосвязь законов общей риторики.
Принципы диалогизации речевого поведения. Принцип внимания к адресату. Принцип близости информации (содержания речи) интересам адресата. Принцип конкретности речи. Принцип коммуникативного сотрудничества. Принцип гармонии дискурса.
Стратегии и тактики речевого поведения. Приемы развития коммуникативности: самоубеждение, самоанализ, самоконтроль. Синтетическая и аналитическая оценка публичного выступления.
Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория.
Речевое событие как основная единица речевого общения. Речевое действие. Анализ речевых действий.
Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Требования к образу и поведению говорящего.
Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и речевые роли.
Понятие «оратор» в трудах античных классиков риторики. Оратор и его комплексная роль: социальная, авторская, исполнительская.
Понятие аудитории как коммуниканта, ее социально-психологические механизмы (конформность, подражание, заражение) и структурные особенности.
Типология аудитории по риторическим концепциям М.В. Ломоносова, Дж. Грунинга, Д. Рисмена. Аудитория и толпа.
Современный риторический идеал.Имидж оратора.
Тема 8. Искусство спора. Аргументация.
Основные виды спора (дискуссия, полемика, диспут) и виды обсуждения проблемы (дебаты, прения).
Функции и разновидности аргументационной речи. Доказательство в аргументационной речи: тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису. Специфика риторической аргументации.
Типология аргументов. Работа с аргументами и их расположение. Переконструирование порядка предъявления аргументов в соответствии с правилами Сократа, Гомера, Паскаля.
Система корректных (лояльных) приемов ведения спора.
Система некорректных (нелояльных) аргументов.
«Уловки» в споре.
Раздел IV. АРСЕНАЛ ОРАТОРСКИХ СРЕДСТВ
Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
Эффективность речи и личность говорящего.
Информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию. Взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования. Автор, ситуация, материал и адресат. Цель, предмет, тема, содержание, проблема, жанр речи.
Вопросы Квинтилиана: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? – и парные сочетания вопросов как новый вопрос: Кто – Когда? Кто – Как? Как? – Когда? Что? – Зачем? и т. д.
Логика рассуждения. Логика изложения. Логика восприятия. Риторический поступок.
Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: просодические, кинесические, проксемические, экстра- и паралингвистические.
Невербальные средства оратора.Звучащая речь: дикция, голос и сила голоса. Помехоустойчивость, суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение людей. Голосовая выразительность речи.
Интонационное оформление речи как совокупность мелодии, темпа и пауз. Общий тон речи.
Темпо-ритм речи. Дыхание. Качества фонационного дыхания.
Скорость речи как субъективно-объективный фактор публичного выступления. Логическое, эмфатическое и риторическое ударения. Длительность звучания.
Интонации и паузы. Логическая и психологическая паузы в публичной (особенно – судебной) речи.
Зрительно воспринимаемые элементы: внешний облик, манеры, поза, мимика, жесты оратора (и слушателя). «Сила» и «слабость» зрительно воспринимаемых элементов публичной речи.
Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).