Приемы захвата внимания аудитории

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

Обращение к событию, времени, месту

«Начните с того места, где вы находитесь», - советует П. Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого ... Сегодня годовщина…. Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в последних известиях сообщили…» и т.д. и т. п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор:

«Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы»

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «ищите конфликт: столкновение и борьба вызывают невольный интерес»...; «стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью…» – и аудитория сразу встрепенется». Еще примеры такого начала: «Почему одни люди без ума от телевидения, а другие ругают телевидение последними словами? Попробуем разобраться». Еще примеры: «Почему родители всегда недовольны своими детьми?», «Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает?», «Ссоры между мужем и женой – обычное дело. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться» и т.д.

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...»; «Сегодня утром в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д.

Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

Риторический вопрос

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам рыночная экономика?», «Должно ли образование быть бесплатным?»

Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована другими, более конкретными риторическими вопросами

или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, слишком «красиво».

Ссылка на свое эмоциональное состояние

Например, «Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами…», «У меня сегодня особенное настроение, и вот почему…» и т.д.

Возбуждение любопытства

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17-ти странах мира» - «Как? В каких?» Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их». Согласны ли вы с этим?»

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей). Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления Л. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». Л. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше». И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России. Так кто выше?»

Демонстрация какого-либо предмета

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды...» Или: «Посмотрите, как красиво, в цвете сделана рекламная листовка. Какие красивые лозунги ее украшают – «За честь, справедливость, порядочность»! Вместе с тем, эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни,

о прочитанном вами

Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...», «Недавно я прочитал, что...», «Однажды со мной произошел такой случай...», «Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик...» и т. д.

Цитирование знакомого

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал: ….» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

Цитирование знаменитости

Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза...» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

Исторический эпизод

Начать можно так: «В ХVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале ХIХ века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...»; «Сегодня утром в программе «Время» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал, как по телевидению сказали…» и т. д. Дополнительные подробности - когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает на них дополнительное «притягивающее» действие.

Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно

Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания».

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории. Он выделил «основные интересы людей», «групповые интересы», «злободневные интересы» и «конкретные интересы».

К «основным интересам людей» П.Сопер отнес: вопросы жизни и смерти; здоровье; деньги; профессия; социальный престиж; опасность; безотлагательные мероприятия. Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы как патриотизм, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу, - это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» - эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» - автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся. Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принцип выделения таких интересов.

Для русской аудитории «основными интересами» являются вопросы воспитания детей, будущего молодежи, вопрос справедливости распределения материальных благ, уровня жизни, мораль общества, будущее нашего общества.

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления (это будут случаи «коммуникативного самоубийства»):

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

2. Лучше выступать на ярком фоне.

3. Лучше выступать с трибуны.

4. Лучше выступать, стоя рядом с трибуной.

5. Нельзя иметь за спиной во время выступления движущиеся предметы или людей.

6. Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

7. Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

8. Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

9. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.

11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

12. Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

13. Зачин нужен в тех случаях, когда лектора аудитория не знает.

14. В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

15. В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

16. Возбуждение любопытства – универсальный способ привлечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе – универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

19. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

20. Эффективно начинать выступление с шутки.

2. Начните свое выступление со следующего:

Обращение к событию, времени, месту.

Возбуждение любопытства.

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям.

Демонстрация какого-либо предмета.

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Цитирование знакомого.

Цитирование, упоминание мнения знаменитости.

Исторический эпизод.

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.

Риторический вопрос.

Темы выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, «дикарем»)», «Друг познается в беде».

Можете выбрать свою тему.

Образец выполнения задания: Тема « За что я люблю свой город»

Обращение к событию, времени, месту: « Каждый из нас живет в своей квартире, на своей улице, в своем районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного? «

Возбуждение любопытства: «Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно я наконец понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям: «Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Демонстрация какого-либо предмета: «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись - «Воронеж». Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так».

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами: «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Цитирование знаменитости, исторический эпизод: «Великий русский царь, великий реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И он не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом»

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации: «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Риторический вопрос: «Кто из нас не любит свой город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит Воронеж за что-то свое, особенное, важное для него».

4. Свяжите тему вашего выступления с ситуацией, придумайте соответствующую завязку:

· Вы должны рассказать о книжных новинках детям 8 класса, которые только что пришли с физкультуры;

· Вы приглашаете восьмиклассников прийти на открытие выставки восковых фигур, а они только что писали двухчасовое сочинение по литературе;

· Вы выступаете в техникуме перед 17-летними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров.

4. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.

Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и …

Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а…

2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а …

3. Наука воздействует на наш разум, а…

4. Одним учеба доставляет радость, другим ….

5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие…

6. М.Жванецкий сказал, что не дети, а …. наше будущее.

5. Придумайте начало выступления к следующей концовке:

а) Правильно говорят в народе -

семь раз отмерь, один раз отрежь;

людским речам вполовину верь;

кто про кого за глаза говорит, тот того боится;

у кого что болит, тот о том говорит;

сперва подумай, а потом скажи;

по речи узнают человека;

слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

б) Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки -

петь хорошо вместе, а говорить порознь;

слово серебро, молчание золото;

говорить, не думая, что стрелять, не целясь;

не просящему не дают;

кто языком штурмует, немного навоюет;

птичка поет, сама себя продает.

Наши рекомендации