Способы убеждающего воздействия
Важным навыком, которым должен обладать хороший оратор и любой деловой человек является искусство убеждения. Изучением наиболее эффективных методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая область знаний — теория аргументации («новая риторика»).
Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны (аудитории). Главная задача аргументации — склонить адресата к принятию выдвинутого положения. Поэтому аргументация считается эффективной, только если убеждаемый воспринял, понял и принял тезис аргументатора.
Важную роль в процессе убеждения играет логика. Чтобы быть убедительным человек должен обладать высокой логической культурой:
· уметь мыслить правильно и логично,
· последовательно строить свое высказывание,
· делать обоснованные выводы,
· грамотно использовать весь арсенал логических средств: понятий, суждений, умозаключений, доказательств, опровержений и т. д.
Существуют наиболее эффективные приемы убеждения
Эмпирические аргументы.
Слово эмпирия (от греч. empeiria — опыт) означает: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных условиях, в отличие от эксперимента. Т.о., эмпирия - это мир действительных фактов.
Факты могут быть использованы в качестве прямого подтверждения выдвинутого положения. С увеличением количества подтверждающих следствий их убеждающая сила возрастает.
Поскольку факты могут иметь случайный характер, необходимо позаботиться об их представительности и надежности.
Факты являются и действенным средством опровержения выдвигаемого положения. Достаточно одного противоречащего факта, чтобы окончательно опровергнуть общее утверждение.
Особенно сложно обстоит дело с фактами в социальных и гуманитарных исследованиях. Во многих социальных исследований часто в главу угла ставится не поиск истины, а амбиции, меркантильные интересами, задачи политической борьбы и др. Т.е. эти исследования тенденциозны. К тому же общественная жизнь характеризуется динамизмом, бесконечной вариативностью и многоаспектностью явлений. Поэтому в социальных исследованиях можно собрать какие угодно факты.
Вот, к примеру, что писал о фактах, используемых в политических спорах, крупнейший политик и опытный полемист В.И. Ленин:
«В области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактов, игра в примеры. <...> Подобрать примеры вообще — не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого <...> ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. <...> Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой... <...> необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникает подозрение в том, что факты выбраны или подобраны произвольно»[1].
Т.о. факт не является неоспоримой категорией. Факты складываются из того, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, ощущаем), из наших научных представлений (то, что утверждают авторитетные ученые), убеждений (религиозных, этических и др.), а порой и наших фантазий. Люди по-разному видят и слышат, ученым свойственно ошибаться, убеждения наши изменчивы, а уж фантазий хоть отбавляй.
Таким образом, опыт не обладает абсолютным неопровержимым статусом, он может по-разному интерпретироваться и даже пересматриваться. Даже взятые в совокупности факты не составляют совершенно незыблемого фундамента для опирающихся на них выводов. Факты значат многое, но далеко не все.
2. Теоретические рассуждения.
Из разных способов теоретической аргументации особо важное значение имеют:
· логическая аргументация (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений),
· системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в хорошо проверенную систему утверждений или теорию),
· принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимостъ (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения),
· условие совместимости (показ того, что обосновываемое положение находится в хорошем согласии с законами, принципами и теориями, относящимися к исследуемой области явлений),
· методологическая аргументация (обоснование утверждения путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно получено).
Ссылка на традиции.
Традиции – это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, нравственные ценности, идеи, обычаи, манеры поведения, стиль одежды, обряды и т.д.
Поскольку наша повседневная жизнь во многом опирается на традицию, апелляция к ней является действенным приемом убеждения. Особенно значимым аргументом ссылка на традицию становится в жестко регламентируемых социальных структурах (традиционное общество, армия, церковь, государственная служба и др.), где роль традиций очень велика.
Обращение к традиции стало обычным способом аргументации в морали и религии, поскольку объяснить эти феномены рационально весьма проблематично.
Традиции можно разделит на две категории: предписывающие, «как надо поступать», и предписывающие, «как не надо поступать». Несоблюдение первых воспринимается обычно как невежество или легкомыслие, а игнорирование вторых обычно расценивается как вызов обществу и воспринимается весьма болезненно. Поэтому к «табу» следует относиться особенно внимательно.
Соблюдение/несоблюдение традиций является своеобразным индикатором для разделения субъектов на своих и чужих, служит поводом для настороженности, недоверия, а то и враждебности.
Особым проявлением традиции считаются пословицы и поговорки — проверенное временем, устоявшееся народное мнение, замечание, ставшее традиционным. Использование пословиц и поговорок, по существу, представляет собой ссылку на традицию.
Следует подчеркнуть, что убеждающая сила ссылок на традиции обусловливается тем, что говорящий как бы предъявляет удостоверение о том, что «он свой» (принадлежит данному социуму) и, следовательно, заслуживает доверия, а аргумент его (традиция) неоспорим, поскольку проверен временем и общепризнан.
Ссылка на авторитет.
В широком смысле под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах жизни общества, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Авторитет выражается в способности лица или группы лиц (носителей авторитета) направить поступки или мысли другого человека (или людей), не прибегая к принуждению.
Существование авторитета связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что обусловлено сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей авторитета. При этом предполагается способность носителя авторитета в принципе обосновать свои требования или положения.
Жизнь общества опирается на опыт прошлого и немыслима без авторитетов. Свои авторитеты есть в каждой сфере деятельности. Причем это не обязательно крупные ученые, писатели, общественные деятели. Для кого-то это может быть просто известная личность — спортсмен, артист, руководитель, коллега, друг, родственник и т.д.
В процессе общения следует учитывать особенности аргументации, опирающейся на авторитеты:
· Цитата не обсуждается, не анализируется, а лишь толкуется и поясняется.
· Цитирующий призывает не к размышлению, а к доверию и верности заветам наставника-авторитета.
· Параллельное упоминание о приверженности традициям усиливает установку на доверие к авторитету.
· Собственные взгляды цитирующий представляет под видом добросовестного толкователя авторитетных суждений.
· Заметим, что стремление приспособить, подвести свои взгляды под цитату зачастую оказывается несостоятельным, так как желаемое выдается за действительное.
· Ссылка на авторитет не относится к универсальным способам обоснования, поскольку авторитет для одних может не признаваться другими.
· Чтобы разрушить, поколебать авторитет, необходимо опровергнуть существующие представления о нем. Например, перечислить проблемы, не решенные авторитетом, указать на противоречия в его высказываниях, суждениях и т.п.
Аргумент к вере.
В психологии вера – это особое состояние психики, заключающееся в безоговорочном принятии каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой «Я» человека, определять некоторые из его поступков, суждении, норм поведения и отношений».
На психологической базе веры могут держаться не только отдельные суждения, но и целые научные концепции, теории. Устойчивость веры и убеждений объясняется целым рядом обстоятельств. Во-первых, т.к. существует тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму. Во-вторых, в обществе обычно складывается негативное отношение к людям, меняющим свои убеждения. Их называют вероотступниками, ренегатами. В-третьих, обнаружение ошибочности своих убеждений, складывавшихся годами, наносит ущерб самолюбию личности, его достоинству, вызывает состояние подавленности, безысходности. Поэтому переубеждение оппонентов в том, что касается вопросов их веры, во многих случаях весьма проблематично. Оно нередко, напротив, укрепляет их веру.
Аргументы к вере очень эффективны в аудитории единоверцев, единомышленников, а также среди тех, кто предрасположен к ее принятию воспитанием или примером подвижников данной веры. Но могут иметь обратный эффект в аудитории людей с другой верой.