Тема 4: Культура ораторской речи
Вопросы для обсуждения:
1. Виды ораторской речи. Классификации по теме, цели и форме.
2. Фазы работы оратора. Докоммуникативная фаза.
3. Структура выступления (вступление, основная часть, заключение). Особенности каждой части.
4. Коммуникативная фаза. Поведение оратора и управление аудиторией.
5. Посткоммуникативная фаза.
Задания:
1.Подготовьте 3 выступления (5 -7 минут) на одну тему (выбранную вами), разные по цели (информативное, убеждающее и побуждающее). 2.Подготовьте два поздравления с днем рождения :
- декану (или любому преподавателю)
- маме (брату, сестре, другу)
Список рекомендуемой литературы
1. Апресян Г.З. Ораторское искусство.- М.,1978.
2. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ, гуманитарного профиля.- М.,1994.
3. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М.,1981.
4. Лиммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями.- М.,1994.
5. Голуб И.Б. Искусство риторики : пособие по красноречию / И.Б. Голуб. - Ростов н/Д : Феникс , 2005
6. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики / Ю.В. Рождественский ; под ред. В.И. Аннушкина. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта : Наука, 2003.
7. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить : учеб. пособие / М.И. Ханин. - СПб. : Паритет, 2002.
8. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.
Тема 5: Техника речи
Вопросы для обсуждения:
1. Слуховые элементы ораторской речи: голос, произношение, интонация, ритм, пауза
2. Особенности голоса оратора: сила, выносливость, высота, тембр
3. Дикция: четкость и ясность произношения
4. Интонация. Типы интонационных конструкций. Логическое ударение Пауза
5. Темп речи
Задания:
1. Читайте текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирайте только в конце строчки.
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыхании.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
2. Читайте текст вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой.
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую отдышки.
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз - два!Раз - два!
Раз - два! Раз!
Можно прыгать целый час!...
3. Читайте вслух, добирая дыхание, где необходимо.
...по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
4. Читайте и тренируйтесь, пока не произнесете цитату Гете на одном дыхании без труда.
В дыхании есть два блага, без сомненья:
То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье:
Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,
Да, жизнь чудесное смешенье представляет.
Будь благодарен богу, если он тебя теснит,
И благодарен будь, коль вновь освободит.
Список рекомендуемой литературы
1. Лиммерман Х. Учебник риторики. - М.,1997.
2. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. - М.,1994.
3. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М.,1981.