Тема 2. История античной риторики, развитие теории красноречия в средние века и Новое время.

Вопросы:

1. Зарождение и рассвет ораторского искусства Древней Греции.

2. Рассказать о Гомере-ораторе.

3. Демосфен (оратор).

4. Сократ (оратор).

5. Красноречие Древнего Рима.

6. Платон (оратор).

7. Аристотель (оратор).

8. Квинтилиан (оратор).

9. Особенности ораторского искусства в Средние века и Новое время.

10. Иоанн Златоуст (оратор).

11. Мартин Лютер (оратор).

12. Френсис Бэкон (оратор).

Все выступления рассчитаны примерно на три минуты! Никакого чтения с листа! Максимум – развернутый план выступления.

Литература к занятию:

1. Аристотель. Риторика// Античные риторики/ Сост. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

2. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991

3. Цицерон. Оратор// Античные риторики. – М., 1978.

4. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.

5. Платон. Диалоги. – М., 1986.

Тема 3. Развитие ораторского искусства Древней Руси, петровская эпоха, Россия ХХ века.

Вопросы:

1. Ораторское искусство Древней Руси и ее риторический идеал.

2. Ораторское искусство в Петровскую эпоху.

3. Стефан Яворский (оратор).

4. Феофан Прокопович (оратор).

5. М. В. Ломоносов и его «Краткое руководство к красноречию»

6. «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского.

7. Риторика А. Мерзлякова.

8. Риторика Кошанского.

9. Риторика Зеленецкого.

10. Судебное красноречие после реформы 1864 года (Кони, Плевако)

11. Университетское красноречие (Грановский Т. Н., Соловьев С. Н., Ключевский В. О., Менделеев Д. И., Тимирязев К. А.. Павлов И. П.).

12. Институт Живого слова и развитие риторики России 20 и 21 века.

Литература к занятию:

1. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991

2. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Собр. соч. – М., 1952, - Т. 7.

3. Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. – Киев, 1988.

4. Плевако Ф. Н. Речи. – М., 1910, Т.1.

5. Речи известных юристов. – М., 1985.

6. Кони А. Ф. Собр. соч. – М., 1967, Т. 3.

7. Зеленецкий К. П. Теория словесности: курс гимназический. В 4-х тт. – СПб, 1850-1860 (5 изд), Т. 1: Риторика.

8. Кошанский Н. Ф. Общая риторика. – СПб, 1829-1949 (10 изд).

9. Мерзляков А. Ф. Краткая риторика или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. – М., 1809-1828 (4 изд).

10. Сперанский М. М. Правила высшего красноречия. – СПб, 1844.

Тема 4. Неориторика. Риторика в эпоху компьютеров.

1. Логопедическая разминка с заданиями.

2. Составьте модели четырех каналов МК (прессы, радио, телевидения и Интернета), пользуясь следующими характеристиками:

А). Средства воздействия: звучащая речь, музыка, клише, изображение в движении, печатный текст и пр.

Б). Центры организма человека, его психики, на которые воздействует МК: зрение, слух, обоняние, осязание, логические центры – эмоциональные.

3. Проанализируйте поведение дикторов телевидения: их осанку, жесты, мимика, движения головы, интонации (смысловые и эмоциональные), как они начинают и заканчивают передачу и т.д.

4. Этюды.

Литература к занятию:

1. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы// Под ред. И. А. Безменовой. – М.,1987.

2. Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. – Знание, 1991, № 1.

3. Мурина Л. А. Практикум по теории риторики: пособие для студентов. – БГУ, 2003.

4. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – М., 1995.

Тема 5. Общие понятия о видах речевой деятельности.

Вопросы:

1. Общее понятие о видах речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Речь устная и письменная.

3. Особенности целеполагания и условий результативности профессионального говорения и слушания.

4. Смысловая структура дискурса. Монолог и диалог.

5. Риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателя.

Литература к занятию:

  1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1978.
  2. Граудина Л. К., Миськевич Г. Н. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
  3. Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1993.
  4. Жинкин И. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

Тема 6. Роды и жанры ораторской речи. Основные функции и закономерности ораторского искусства.

Вопросы:

1. Роды и виды речей.

2. Жанры речей.

3. Основные функции и закономерности ораторского искусства.

Литература к занятию:

1. Шмелева Т. Н. Модель речевого жанра. – В сб. «Жанры речи». – Саратов, 1989.

2. Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретическое обоснование. – М., 1992.

3. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – М., 1995.

Наши рекомендации