Этапы подготовки текста к публичному выступлению

Законы общей риторики

1. Закон гармонизирующего диалога.

2. Закон продвижения и ориентации адресата.

3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).

4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).

Основные категории классической риторики:

а. логос;

б. этос;

в. пафос.

Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема).

Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого).

Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.

§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация

Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.

Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.

Виды публичных выступлений по форме:

1. Сообщение.

2. Выступление.

3. Доклад.

4. Лекция.

5. Беседа.

Виды публичных выступлений по цели:

1. Информационное (дает новое представление о предмете речи).

2. Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).

3. Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).

4. Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

5. Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).

Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.

Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.

Виды красноречия

Вид красноречия  
1. Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламенские, митинговые речи.
2. Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4. Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (= логичность), выразительность (= богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4. Составить рабочий план выступления.

5. Написать основную часть текста выступления.

6. Написать вступление и заключение выступления.

7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

1) выбор темы;

2) сбор материала;

3) составление рабочего плана;

4) написание основной части текста, а также введения и заключения;

5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.

Наши рекомендации