Этапы подготовки текста к публичному выступлению
Законы общей риторики
1. Закон гармонизирующего диалога.
2. Закон продвижения и ориентации адресата.
3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).
4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).
Основные категории классической риторики:
а. логос;
б. этос;
в. пафос.
Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема).
Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого).
Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.
§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.
Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.
Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.
Виды публичных выступлений по форме:
1. Сообщение.
2. Выступление.
3. Доклад.
4. Лекция.
5. Беседа.
Виды публичных выступлений по цели:
1. Информационное (дает новое представление о предмете речи).
2. Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).
3. Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).
4. Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).
5. Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).
Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.
Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.
Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.
Виды красноречия
№ | Вид красноречия | |
1. | Социально-политическое | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламенские, митинговые речи. |
2. | Академическое | Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. |
3. | Судебное | Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др. |
4. | Социально-бытовое | Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь. |
5. | Духовное (церковно-богословское) | Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам. |
Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (= логичность), выразительность (= богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.
Этапы подготовки текста к публичному выступлению
1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).
2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.
3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.
4. Составить рабочий план выступления.
5. Написать основную часть текста выступления.
6. Написать вступление и заключение выступления.
7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
1) выбор темы;
2) сбор материала;
3) составление рабочего плана;
4) написание основной части текста, а также введения и заключения;
5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.