Практическое занятие 5. Элокуция. Акцио. 1. Дыхательный, артикуляционный, голосовой тренинг (10-12 мин.)
1. Дыхательный, артикуляционный, голосовой тренинг (10-12 мин.). Проводят и оценивают студенты.
2. Тесты на грамматические и орфоэпические нормы (7-10 мин.). Проводят и оценивают студенты.
3. Вопросы к теме:
1) Элокуция
1.1. Основные коммуникативные качества речи
1.2. Риторические фигуры и тропы
1.3. Эффект «разговорности» в публичной речи и учебной коммуникации
2) Акцио
2.1. Образ ритора. Этос ритора в педагогической деятельности
2.2. Основные типы ораторов
2.3. Барьеры общения: фонетический, смысловой, логический
2.4. Невербальный аспект общения. Характеристики голоса учителя
2.5. Вербальный аспект общения
2.6. Приемы и методы стимулирования внимания
Основная литература:
1. Александров Д. Н. Риторика, или Русское красноречие. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 46-71. http://www.biblioclub.ru/book/117682/
2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие 4-е издание, стереотип. М.: Флинта, 2011. С.112-134. URL: http://www.biblioclub.ru/book/83537/
3. Голуб И. Б. Русская риторика и культура речи. Учебное пособие. М.: Логос, 2011. С.98-156. http://www.biblioclub.ru/book/84998/
4. Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 214-246. URL: http://www.biblioclub.ru/book/117680/
5. Кузнецов И. Н. Риторика. Учебное пособие 5-е изд. М.: Дашков и Ко, 2012. С. 203-257. URL: http://www.biblioclub.ru/book/112208/
6. Михальская А.К. Педагогическая риторика. Р.наД: Феникс, 2013. С.91-118.
7. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М. : Пед. о-во России, 2001. С.194-372.
8. Риторика. Учебник / Под ред. В.Д.Черняк. М.: ЮРАЙТ, 2013. С. 92-170. URL: http://www.biblioclub.ru/book/120157/
9. Стернин И. А. Практическая риторика. М. : ACADEMIA, 2012. С.39-55, 69-78, 96-151, 232-261.
Практическое задание (письменно):
1. Определите риторические фигуры и тропы в одной из речей: урок русского языка победителя всероссийского конкурса «учитель года 2012» В.В.Кириченко (http://www.youtube.com/watch?v=IGHixo9dDnU), речь депутата ГД В.В.Жириновского на Парламентском часе 27 января 2012 (http://test.kiwi.kz/watch/f2a6gvo7v2wp/), беседы о русской культуре Ю.М.Лотмана (http://video.yandex.ru/users/kirillizrybinsk/view/4/#), речь одного из основателей Apple Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (http://video.yandex.ru/users/nemtinov61/view/345/#),проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя 2013 г. (http://video.mail.ru/mail/zabarr/47/82.html ). Оформите письменный отчет.
2. Определите приемы и методы стимулирования внимания в одной из речей: урок русского языка победителя всероссийского конкурса «учитель года 2012» В.В.Кириченко (http://www.youtube.com/watch?v=IGHixo9dDnU), беседы о русской культуре Ю.М.Лотмана (http://video.yandex.ru/users/kirillizrybinsk/view/4/#), речь одного из основателей Apple Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (http://video.yandex.ru/users/nemtinov61/view/345/#),проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя 2013 г. (http://video.mail.ru/mail/zabarr/47/82.html ). Оформите письменный отчет.
3. Определите тип оратора: урок русского языка победителя всероссийского конкурса «учитель года 2012» В.В.Кириченко (http://www.youtube.com/watch?v=IGHixo9dDnU), речь депутата ГД В.В.Жириновского на Парламентском часе 27 января 2012 (http://test.kiwi.kz/watch/f2a6gvo7v2wp/), беседы о русской культуре Ю.М.Лотмана (http://video.yandex.ru/users/kirillizrybinsk/view/4/#), речь одного из основателей Apple Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (http://video.yandex.ru/users/nemtinov61/view/345/#),проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя 2013 г. (http://video.mail.ru/mail/zabarr/47/82.html ). Оформите письменный отчет.
4. Произнесите фразу Я хочу быть хорошим оратором и выполните жесты отрицания, недоверия, неуверенности, одобрения, приветствия, привлечения внимания, окончания контакта, указательные и др.:
1) адресуя одному человеку на незначительном расстоянии и при большом удалении, аудитории в целом;
2) меняя исполнение в соответствии с пятью тональностями общения (возвышенной, нейтрально-официальной, нейтрально-обиходной, фамильярной, вульгарной);
3) выражая свое отношение к собеседнику (доброжелательное, равнодушное, неприязненное);
4) проявляя свои эмоции (радость, гнев, подавленность, возмущение и др.);
5) категорично, нейтрально, неуверенно.
Голос запишите на диктофон, жесты наблюдайте на видео или в зеркало.
Определите, какая тональность общения является для вас наиболее сложной, дискомфортной. Путем рефлексии установите вашу степень владения жестами и мимикой.
Пройдите тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» URL: http://www.litmir.net/br/?b=136478&p=34#section_210 Сравните результаты, полученные путем рефлексии и путем тестирования. Сделайте вывод о степени владения вами невербальными средствами общения. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).
5. Пройдите учебный текст «Знаток невербального общения». Сделайте вывод о степени вашего понимания невербальных кодов. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет.