Невербальная коммуникация (А. Пиз, Дж. Фаст).
Невербальная коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, мимике, позе, прическе, окружающих
Человека-предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей. Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки - жесты, мимика. Или как их еще называют – язык тела. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Конечно, язык тела восходит и коммуникативному поведению животных.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
· Пространственная подсистема (межличностное пространство).
· Взгляд
· Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимику (выражения лица), пантомимику (позы и жесты)
· Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
· Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся темп речи, паузы, смех и т.д.
В целом язык тела включает 4 способа передачи информации:
· Жесты – способ знакового использования рук
· Мимика – способ использования выражения лица
· Положение тела – способ держать себя
· Тактильная коммуникация – прикосновения, похлопывания и т.п.
Принципы межличностной коммуникации Дейла Карнеги.
Дейл Карнеги помогая деловым людям развивать их скрытие способности, явился создателем одного из самых значительных движений в образовании взрослых людей. Дейл Карнеги в своих книгах структурирует уже имеющуюся информацию об общении между людьми, выводит основные принципы, а также дает множество примеров из своей практики - истории людей, которым навыки помоги изменить свою жизнь.
Основные принципы успешной коммуникации:
· Чтобы убедить кого-либо что-либо сделать, нужно заставить другого захотеть сделать это
· Мысль - превыше всего. Очень важно знать правильную психологическую позицию – позицию мужества, искренности и жизнирадости
· Чтобы оказывать влияние на другого человека, нужно говорить с ним о том, что является предметом его желаний, и показать ему, как можно этого достичь.
В своих книгах Дейл Карнеги также дает много практических советов, некоторые из них кажутся довольно простыми. Но оказываются очень действенными. К примеру: улыбайтесь, будьте хорошими слушателями и т.п. Единственным отрицательным моментом в учении Карнеги становится то, что по сути, он обучает манипуляции людьми и совершенно не задумывается над тем, чтобы учить защите от данной манипуляции.
Принципы межличностной коммуникации Э. Шострома.
Шостром выпускает книгу «Человек-манипулятор», основной идеей которой является противопоставление 2 типов поведения и жизни людей - манипулятивного (основанного на отношении к себе и другим людям как к неодушевленным вещам, средствам достижения определенной цели) и гуманистического (основанного на искреннем самопроявлении, принятии самого себя и других в качестве самоценной личности). Шостром описывает причины и типы манипуляции, способы, при помощи которых их можно распознать, а также способы личностного развития от манипуляции к актуализации. В его представлении каждый человек в той или иной степени является манипулятором. Причиной этого является отягощенность людей.
Принципы межличностной коммуникации Н.Козлова
Суть техники речи.
Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи – в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, и четкость дикции. Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории (он не должен говорить слишком громко, или наоборот, слишком тихо). Речь не должна быть монотонной, необходимо то повышать, то понижать голос, делать его то громче, то тише. Дышать необходимо глубоко, включая диафрагму в процесс входа и выхода. Речь не должна произноситься скороговоркой, чтоб дать возможность слушателю вслушаться. Должна быть правильно подобрана интонация в произношении определенного материала. В технике речи больше значения придается работе над дикцией. Слова должны произносится четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла.