М.В.Ломоносов. Слово похвальное Петру Великому
Слово похвальное произнесено М.В.Ломоносовым 26 апреля 1855 года в Торжественной ассамблее Академии наук, которая была приурочена к праздновавшейся днем раньше годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны. Этому предшествовал долгий период вынашивания замысла, написания текста и печатания его в типографии. Оставалось произнести текст. «Произношение, - писал Ломоносов за двенадцать лет до этого в «Кратком руководстве к риторике», - имеет великую силу в преложении слова, когда преизрядными замыслами наполненный ум на язык, очи, лице, руки и весь стан ритора красоту свою изливает и свое великолдепие чувствам слушателей представляет». Хотя Ломоносово, по словам современников, не робел ни перед какой аудиторией, хотя и славился смолоду «глубокой памятью», силой и гибкостью, или, как тогда говорили, ломкостью голоса, однако предстоящее выступление заботило его немало: когда за четыре дня до ассамблеи его пригласили в Академическое собрание, он сказал, что не придет, так как готовится к произнесению панегирика: заучивался текст наизусть, обдумывались и, вероятно, репетировались те «умеренные» интонации и жесты, к которым обязывал состав вельможных слушателей.
Начало речи создано сопоставлением двух одновременно происшедших в 1709 году событий: победы Петра в Полтавской битвы и рождения его дочери – будущей императрицы Елизаветы.
Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское государство всемилостивейшия Самодержицы нашея празднуя, слушатели, подобное видим к Ней и к общему отечеству Божие снисхождение, каковому в Ея рождении и получении отеческаго достояния чудимся. Дивно Ея рождение предзнаменованием царства; преславно на престол восшествие покровенным свыше мужеством; благоговейныя радости исполнено приятие отеческаго венца с чудными победами от руки Господни.
Хотя бы еще кому сомнительно было, от Бога ли на земли обладатели поставляются или по случаю державы достигают, однако единым рождением Великия Государыни нашея увериться о том должно, видя, что Она уже тогда избрана была владычествовать над нами. Не асторологическия сомнительныя гадания, от положения планет произведенныя, ниже другия по течению натуры бывающия перемены и явления, но ясные признаки Божия Промысла послужат сему в доказательство.
Преславная над неприятельми Петрова под Полтавою победа с рождением сея Великия Дщери Его в един год приключилась и вьезжающего в Москву с торжеством победителя приходящая в мир встретила Елизавета. Не перстом ли здесь указующий является Промысел? Не слышим ли мысленным ухом вещающего гласа? Видите, видите исполнение обетованного вам предзнаменованиями благоденства. Петр торжествовал, победив внешних неприятелей и своих искоренив изменников; Елизавета для подобных родилась триумфов. Петр, возвратив законному государю корону, в отеческий град шествовал; Елизавета в общество человеческое вступила для возвращения себе потом Отеческой короны. Петр, сохранив Россию от расхищения, вместо мрачного страха принес безопасную и пресветлую радость; Елизавета увидела свет, дабы пролить на нас сияние отрады, избавив от мрака печалей. Петр вел за собою многочисленных пленников, не меньше великодушием, нежели мужеством побежденных; Елизавета от утробы разрешилась, дабы после пленить сердца подданных человеколюбием, кротостию, щедротами.
Коль чудныя Божия судьбы видим, слушатели: с рождением победу, с облегчением Родительницы – избавление Отечества, с обыкновенными при рождении обрядами – чрезвычайное торжественное вшествие, с пеленами – победительныя лавры и с первым младенческим гласом – всерадостные плески и восклицания! Не всеми ли сими рожденной тогда Елизавете предвозвещены отеческия добродетели, предвозвещено отеческое царство?