Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым словом.
При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:
§ использование фразеологического оборота без учета его значения;
§ искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота;
§ замена компонента фразеологического оборота или его пропуск;
§ вставка лишнего компонента;
§ контаминация фразеологического оборота.
Например, во фразе: Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы: надо поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочны такие выражения, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум), с больной на здоровую ( надо: с больной головы на здоровую), подливать масло в костер (надо: подливать масло в огонь). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48)
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)
ВОПРОСЫ для самопроверки
? Что понимается под лексическими нормами?
? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости?
? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением?
? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов?
? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности?
? Что такое речевая избыточность?
? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы?
? Что такое фразеологизм?
? В каких случаях мы используем термин «крылатые слова и выражения»?
? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний.
Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: «Случай из моей жизни».
Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.
ТЕСТЫ
- Неверно утверждение: Лексические нормы – это
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
- Паронимы – это
a) слова, противоположные по значению;
b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
- Нормы словоупотребления соблюдаются в предложении:
a) Каждый участник собрания высказал свое кредо.
b) Русский народный фольклор богат и разнообразен.
c) Металлургический цех запущен.
d) Работая над романом, пришлось долгие часы просиживать в архиве.
- Плеоназм (лишние слова) допущен в предложениях:
a) Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.
b) В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.
c) Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
d) Он рассказал нам о своих планах.
- Тавтология (повтор однокоренных слов) допущена в предложениях:
a) Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.
b) Рост преступности за последние годы значительно вырос.
c) Необходимо поурочное планирование уроков.
d) Новая программа регулярно знакомит нас с новинками литературы.
- Ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости, допущена в предложении:
a) Он испытывал крепкую зависть к коллеге.
b) На улице лил сильный дождь.
c) В разговоре он допустил серьезную ошибку.
d) Надо смело выдвигать свои требования.
- Лексическая ошибка, связанная с неверным употреблением паронимов, допущена в предложении:
a) Артист завоевал признательность зрителей.
b) Свое призвание он видит в служении искусству.
c) Главный герой драмы «На дне».
d) Он невежда в вопросах искусства.
- Слово «кворум» имеет следующее значение:
a) общее количество присутствующих на собрании
b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным
c) наиболее авторитетная часть присутствующих
d) собрание
- Соответствует слову «брифинг» имеет следующее значение:
a) пресс-конференция
b) инструктаж
c) встреча с глазу на глаз
d) вид спорта
- Значение «последнее, обычно наиболее значительное произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей» имеет фразеологизм
a) каинова печать
b) долгая песня
c) петь Лазаря
d) лебединая песня
- Фразеологический оборот употреблен правильно в предложении:
a) Это был глас вопящего в пустыне.
b) Наконец-то приказ вступил в законную силу.
c) Вот и пришла пора заморить червячков.
d) Это все равно, что валить с больной головы на здоровую.
- Ошибка, допущенная в предложении «Большое внимание благоустройству квартала будет оказано в ближайшее время», связана с нарушением … норм.
a) грамматических
b) словообразовательных
c) орфоэпических
d) лексических
Тема 4. Морфологические нормы русского языка