Правила формулировки тезиса
Практическое занятие № 11
Риторика. Общие вопросы
Основные понятия: риторика, публичное выступление, оратор, невербальные средства коммуникации, монолог
1.1. Вопросы для обсуждения:
1) Как подготовиться к публичному выступлению?
2) Как оценить свою тему? Как оценить аудиторию?
3) Как следует выступать перед аудиторией?
Практические задания
Задание 1. Прочитайте текст, вдумайтесь в содержание прочитанного, определите основную мысль, особенности построения, передайте своими словами.
Господствующая нота произведений А. П. Чехова — печаль по поводу человеческой глупости, жадности и низменности натуры. Современниками Чехова оказались уже хмурые или, вернее, унылые и тусклые люди, способные много желать, но не умеющие ничего хотеть, не имеющие «вчерашнего дня» и проводящие сегодняшний день в бесплодных жалобах и жадном ожидании завтрашнего дня без ясного представления о том, что же предпринять, чтобы он — этот желанный день — наступил, и что надо делать, когда он наступит. Он прозорливо сознавал, как тонок у нас слой истинно культурных людей, пролегающих между шумливыми критиками без всякой способности к созиданию и упорными «охранителями» без критического отношения к своим действиям и их неизбежным последствиям (По А. Кони).
Задание 2. Познакомьтесь с толкованием слова риторика в различных словарях. Какие значения выделяют словари у слова риторика? Какие оттенки имеет первое значение и как они связаны с основным значением? Чем отличается толкование переносного значения в том и другом словаре?
Риторика — 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину — название младшего класса духовной семинарии (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 12. М.-Л., 1961).
Риторика [гр. rhetorike] — 1. В античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2. Перен. Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Современный словарь иностранных слов. М,, 1999).
Познакомьтесь с толкованием слова красноречие. Можно ли считать слова риторика и красноречие синонимами? Если нет, то почему? Если да, то во всех ли значениях или только в некоторых, в каких? Какое значение имеет первая часть слова красноречие? Можно ли это слово употребить с отрицательной оценкой?
Красноречие — 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 5. М.-Л., 1956).
Справочная информация
1) В зависимости от общей целевой установки ораторская речь может быть:
1)информационной, задача которой — дать новое представление об объекте, сообщить о нем новые данные, пробудить любознательность, пытливость слушателя;
2)развлекательной, которая призвана развлечь, занять, потешить слушателя.
3)агитационной, цель которой — убедить, привлечь слушателя на свою сторону в каком-либо спорном вопросе, вызвать активную реакцию; разновидностями ее могут быть:
а) воодушевляющая речь, цель которой — воодушевить слушателя (выступление с приветствием, оценкой заслуг, речь перед спортивным соревнованием, проповедь и т. д;
б) убеждающая речь, в которой логическими доводами доказывается или опровергается какое-либо положение;
в) призывающая речь, содержащая прямой или косвенный призыв к действию, заставляющая слушателя почувствовать потребность сделать то, к чему призывает оратор (См., например, П. Сопер. Основы искусства речи).
Основные способы изложения материала:
1) дедуктивный способ(от лат. deductio — выведение) — цепь умозаключений, связанных отношениями логического следования, рассуждение, вывод, построенный по правилам логики: от общего утверждения к частному: от аксиомы, постулата или гипотезы к следствиям из посылки — это основной способ доказательства; если посылки истинны, то истинны и ее следствия;
2) индуктивный способ— способ изложения материала от частного к общему утверждению: от фактов к гипотезе, тезису;
3) концентрический способ — имеющий общий центр, вокруг которого строится речь.
Задание 3. Прочитайте текст письма старшеклассницы в редакцию одной из газет. Определите главную мысль текста. Согласны ли вы с автором? Почему? Подготовьте устное публичное выступление по выдвинутой в тексте проблеме, доказав или опровергнув правильность высказанного автором письма мнения.
Говорить по-русски?
В своей родной стране я хочу говорить по-русски.
В последнее время я все чаще наблюдаю, как люди вокруг меня пытаются заменить слова «живого великорусского языка» на американские синонимы. Да и сама, признаюсь, иногда поддаюсь этому искушению...
Если честно, я не понимаю, чем американское «о' кей» лучше наших «хорошо, здорово, отлично, классно, чудесно, замечательно, прекрасно, превосходно, великолепно, восхитительно...». Это вроде слова-паразита: сама не замечаю, как оно вылетает во время разговора. Может быть, сказать «о' кей» намного проще, чем выбирать подходящее слово из огромного перечня русских эквивалентов.
Моя подруга говорит «бойфренд» и «супербой», друг — «герлы» (т. е. Девушки), даже восьмилетний брат, уходя в школу, кричит на прощание: «Гуд бай!». Когда он приходит, я слышу не более приятное «хэллоу». Одноклассники, играя на компьютере, иногда вообще применяют нецензурные американские выражения. Ну уж, за ними-то и в русском языке далеко ходить не надо.
Иногда это злоупотребление «крутыми американскими словечками» вообще доходит до предела. Купив пену для укладки волос, я прочла на баллончике: «Быстрый & креативный стайлинг». Я отказываюсь воспринимать эту чушь! Ну почему же «креативный», а не «творческий»? Зачем «стайлинг», если в русском языке есть всем понятные слова «моделирование» или «укладка»? И что это за кривая восьмерка между словами, ведь в нашем языке есть довольно лаконичный союз «и»?
Включая телевизор, то на одном канале, то на другом слышишь давно надоевшее слово «прессинг». Да оно же нам вовсе не нужно! Потому что есть наше, родное «давление». Скажите, чем оно хуже — и я успокоюсь.
В. Даль полагал, что «кто на каком языке думает — тот к тому народу и принадлежит». Может быть, американские слова — своеобразный способ подчеркивания своей «продвинутости»? Есть надежда, что думает-то наш народ все же по-русски. Д. С. Лихачев говорил: «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение». Получается, что когда когда мы безосновательно заменяем некоторые слова родного языка на американские, мы приобретаем американский образ мыслей.. Этого нужно опасаться. Наш народ самодостаточен.
Разумеется, я не против обогащения нашего языка за счет заимствованных слов . Это естественный и иногда необходимый процесс. Но я против вытеснения наших слов, выражений американскими, против упрощения русского языка, его обеднения. Поэтому я стараюсь говорить по-русски, следуя совету из книги древнегреческих наставлений «Мудрость мудрого Менандра»: «Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно» (Ольга Антипина).
Основными компонентами публичной речи являются:
1) зачин, в котором аудитория подготавливается к восприятию речи; его задачи — завладеть вниманием слушателей, возбудить интерес, вызвать доверие, организовать слушателей, для этого могут быть использованы обращение, мудрое изречение, цитата, рассказ об удивительном случае, факте, юмористической ситуации;
2) завязка, в которой ставится проблема, показывается актуальность, выявляются противоречия, объясняется тезис;
3) изложение основной мысли с целью обеспечения понимания цели речи;
4) главная часть, в которой раскрываются основные понятия, обосновывается тезис, приводятся аргументы — доказательства, предлагаются решения проблемы, возможно — опровергается выдвинутый тезис и выдвигается антитезис;
5) заключение, в котором подводятся итоги, закрепляется основная мысль, ставятся конкретные задачи, выражаются пожелания, призывы, дается установка на деятельность слушателей в нужном для вас русле.
Несколько советов для подготовки текста речи (По: М. Ю. Рогожин. Документы делового общения. — М., 2006. — С. 196-203):
1. Вникните в содержание предлагаемой для освещения темы. Оцените имеющийся у вас запас знаний по заданной теме. Обдумайте самый общий план будущего выступления.
2. Изучите необходимый дополнительный материал, подберите цитаты, продумайте возможные вопросы к вам.
3. Составьте черновик вашего выступления, подобрав нужное обращение к аудитории, продумав основную часть и заключение
4. В начале коротко остановитесь на том, что послужило поводом для данного выступления, перечислите ключевые моменты речи, на которых вы предполагаете остановиться.
5. Затем в основной части продумайте тезис и его доказательство — аргументацию примерами, фактами (сначала — аргумент средней силы, затем слабый аргумент, после чего — самый сильный аргумент).
6. Старайтесь избегать в речи открытых возражений против той точки зрения, сторонники которой присутствуют в зале, не настраивайте их против себя, а пытайтесь изменить их точку зрения, привлечь на свою сторону с помощью предельно убедительной аргументации, давая понять, что уважаете и их точку зрения, их взгляды.
7. По возможности сократите общую констатацию состояния дел, более подробно остановитесь на путях выхода из неблагоприятной ситуации, наметив основные пункты предполагаемых действий: первое, второе, третье...; затем раскройте их.
8. Ссылайтесь на чужой опыт с учетом конкретно ваших условий.
9. Проверьте наличие необходимых логических связок между компонентами речи.
10. Используйте простые короткие предложения, это облегчит вам произнесение речи и восприятие ее слушателями.
11. Избегайте использования малознакомых и иноязычных слов.
12. Не злоупотребляйте цифрами: их количество должно быть оптимально для объективного взгляда на ситуацию.
13. Избегайте пространных цитат, большее внимание посвящая собственным суждениям. Цитируя, называйте автора или источник цитаты.
14. Будьте очень осторожны с юмором, который может унизить чье-либо достоинство или может оказаться банальным, неоригинальным.
15. Сделайте предельно конкретные и убедительные выводы (2-3 вывода), подобрав для этого убедительные завершающие фразы.
Задание 4. Проанализируйте публичные высказывания, используя примерный план анализа, предложенный в справочных материалах к упражнению.
Примерный план анализа высказывания:
1. Содержание высказывания:
а) правильно ли понята тема, проблема (или вопрос)?
б) рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание?
в) выделена ли главная мысль?
г) заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигает этого?
2. Форма высказывания:
а) удачна ли структура (построение) высказывания? Каковы его композиционные части?
б) удачно ли расположены отдельные факты и выводы (доказать это)?
в) достаточно ли разнообразен (богат) словарный запас говорящего?
г) каков темп речи, ее эмоциональная окраска?
д) какие недостатки в речи вы заметили?
3.Какие советы по совершенствованию монологической речи можете дать говорящему?
Домашнее задание: Составьте два тезиса с аргументами и представьте их аудитории.
Основная литература:
1. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В. И.Максимова. М.: Гайдарики, 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г.Современная деловая риторика: Учеб. пособие. М.,2001.
2. Аннушкин В.И. Риторика. М. : Флинта, 2006.
3. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М. : Логос, 2007.
4. Корнилова Е.Е. Искусство публичных выступлений: путь к успеху. М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2007.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М. : Академия, 2006
6. Малинина М. Г., Леонова И.Б. Риторика и основы ораторского искусства Часть 1 Учебное пособие, Новосибирск, 2009.
7. Петров О.В. Риторика. М. : Проспект : Велби, 2007.
Практическое занятие № 12
Риторика. Общие вопросы.
Основные понятия: риторика, публичное выступление, оратор, невербальные средства коммуникации, монолог
1.1. Вопросы для обсуждения:
2. Как оценить свою тему? Как оценить аудиторию?
3. Как следует выступать перед аудиторией?
4. Вспомните особенности представления тезиса и аргументов, оценку аудитории и элокуционные приемы речи.
5. Перечислите и охарактеризуйте все известные вам изобразительно-выразительные средства речи.
5. Как подготовиться к публичному выступлению?
Практические задания
Задание 1. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, гипербола и др.). Какова их функция в речи?
1. Ах, увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С. Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняюгрустные слова (С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обморокебледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызганпылью водопада, смеётсятысячамиуст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мундштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов — такой же древний и молодой — вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. Мужичок с ноготок шел рядом с конем. 8. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге).
Задание 2. Прочитайте. При помощи каких языковых средств создается образ, изображается характер ветра в следующих предложениях?
1. Ветер торопливо шуршал и бежал, путаясь в кукурузе... 2. А когда ветер, как дух, как живой, убегает, кружась, в дальние аллеи, старые тополи чудят там так угрюмо, жутко... 3. Дождь стихал, холодело, ветер гнал в холодном небе белесые космы туч. 4. — Ни души! — сказал ветер, облетев всю деревню и закрутив в бесцельном удальстве пыль на дороге. 5. Но ветер не унимался, он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. 6. Она распахнула дверь, и ветер, как шалый, со стуком рванул к себе раму, с шелестом и шумом деревьев ворвался в комнату и мгновенно вырвал свет из лампы. 7. Я иду по ровной и плоской степи, ветер несёт туман длинными космами и валит меня с ног... 8. Шорох колёс и топот копыт по грязи на минуту стал явственнее, но скоро их заглушил приближающийся гул деревьев, в которых метался ветер, и шум моря. 9. — Ветер-то с ног сшибает. 10. Ветер бушует и рвет крышу. 11. Ветер по ночам жалобно перезванивал на колокольне. 12. Укор ли нам неся, прощальный ли привет, как дальний волн прибой, осенний ветер стонет. 13. ...и заливается, стонет ветер, гнёт в поле одинокую голую берёзку. 14. Слышишь, как дико завывает ветер в овраге (Из произведений И. А. Бунина).
Задание 3. Рассмотрите способы формулировки тезисов, классификацию аргументов и элокуционные приемы, как один из необходимых способов убеждения аудитории
Правила формулировки тезиса
Правило первое. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. При этом нельзя допускать двусмысленность (например, формулировка следующего тезиса «Законы надо выполнять» – двусмысленна, ибо неясно, о каких законах идет речь: о законах природы или о законах общественной жизни, которые не зависят от воли людей, или о законах юридических, которые зависят только от воли граждан).
Требование в формулировке тезиса не допускать двусмысленности (а также многозначных слов, метафор, сравнений, синонимов, омонимов и т.д.) – очень важно, ибо любая ошибка в выборе слова, возможность двоякого толкования фразы, нечеткая форма изложения мысли – все это может быть обращено против вас, когда вы хотите что-либо доказать.
Правило второе. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение. Если это правило не выполнять, то вы свою мысль доказать не сможете. Значит, в течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировки тезиса и во время произнесения или написания речи её (формулировку тезиса) надо держать под контролем.