Раздел III. Система функциональных стилей русского языка

План

1. Понятие функционального стиля.

2. Общая характеристика стилей.

3. Устные и письменные формы речи каждого стиля.

4. Научный стиль

5. Официально – деловой стиль

6. Публицистический стиль

7. Художественный стиль

8. Разговорный стиль

9. Контрольные вопросы

10. Методические рекомендации

11. Практические задания

Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.

Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык каждом конкретном случае.

Разговорный стиль – функция общения научный, официально – деловой – функция сообщения.

Публицистический – функция воздействия.

Художественный – функция воздействия.

Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно–публицистический, художественной и разговорно-обиходный.

Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.

   
  Раздел III. Система функциональных стилей русского языка - student2.ru
 
  Раздел III. Система функциональных стилей русского языка - student2.ru

Научный стиль— это стиль научных статей, до­кладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями — по воз­можности точно и полно объяснить факты окружаю­щей нас деятельности, показать причинно-следствен­ные связи между явлениями, выявить закономернос­ти исторического развития, сообщить информацию и т. п.

Возникновение и развитие научного стиля связа­но с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю ху­дожественного повествования и выделился в само­стоятельный, когда стала создаваться научная тер­минология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл М. В. Ломоносов и его уче­ники. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные стилевые черты:

− логическая последовательность изложения;

− однозначность, точность, сжатость при инфор­мативной насыщенности содержания;

− конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности науч­ного стиля.

− насыщенность терминами, которые составляют 15 – 20 % всей лексики;

− научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);

− преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);

− употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

− преимущественное употребление существи­тельных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);

− распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль– это стиль доку­ментов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который опре­деляется их содержанием и целями – сообщить ин­формацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.

Основные стилевые черты:

− сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

− стандартное расположение материала, обяза­тельность формы;

− конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности офици­ально-делового стиля:

− широкое использование терминологии;

− наличие особой фразеологии, а также много­ численных речевых стандартов – клише;

− употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);

− использование номинативных предложений с перечислением;

− сложные синтаксические конструкции;

− отсутствие эмоционально-экспрессивных рече­вых средств.

Различают две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль

Публицистический стиль— это стиль Обществен­но-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содер­жанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т. п.

Основные стилевые черты публи­цистического стиля:

− лаконичность изложения при информативной насыщенности;

− доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

− эмоциональность, обобщенность, а часто не­ принужденность высказывания.

Характерные особенности публи­цистического стиля:

− общественно-политическая лексика и фразеология;

− использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работ­ники прилавка, дружеская атмосфера);

− употребление коротких предложений – рубле­ная проза;

− эллиптические предложения (безглагольные, фразы) – (приватизационный чек – каждому; бан­ки — не только для банкиров);

− совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

− использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, ин­версия и др.).

Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

Определите, какие из перечисленных выше черт наи­более подходят к этому виду.

Художественный стиль— это стиль художест­венной литературы, который определяется ее содер­жанием и основными целями – передать свое отно­шение к окружающему, к изображаемому, нарисо­вать словами картину, описать событие и т. п.

Основные стилевые черты худо­жественного стиля:

− образность, эмоциональность;

− единство коммуникативной и эстетической функции.

Характерные особенности худо­жественного стиля:

− широкое использование лексики и фразеоло­гии других стилей;

− использование изобразительно-выразительных средств;

− проявление творческой индивидуальности ав­тора (авторский стиль).

Разговорный стильпротивопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения. Основные стилевые черты:

− экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

− эмоциональность, непринужденность, обоб­щенность.

Характерные особенности разго­ворного стиля:

− широкое употребление обиходно-бытовой лек­сики и фразеологии;

− использование внелексических средств (инто­нация, ударение, паузы, темп речи и т. п.);

− диалоговая форма высказывания, реже моно­лог;

− включение в речь частиц, междометия, ввод­ных слов, обращений;

− преобладание простых предложений над слож­ными;

− использование вставных и присоединительных конструкций;

− лексические повторы, инверсии (обратный по­ рядок слов).

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

2. Назовите основные функциональные стили русского языка

3. Дайте характеристику научному стилю в предложенной последовательности:

− в какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?;

− основные формы устной и письменной речи научного стиля;

− основные стилевые черты;

− характерные языковые средства научного стиля.

4. Назовите основные особенности деловой речи.

5. Перечислите слова, относящиеся к профессии, которую вы избрали, в разных стилях речи. Определите уместность их использования в устной речи.

Методические рекомендации

Практические задания

Знакомство с функциональными стилями языка является одним из способов формирования речевой культуры.

Очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами в зависимости от цели и места речевого общения, владеть речевыми жанрами как устной, так и письменной речи различных функциональных стилей.

Задание №1. Составьте аннотацию на любую научную статью, используйте рекомендации справки 1.

Справка 1.Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъекты действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются конструкции (глагольные и причастные).

Образец аннотации

Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы рения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Задание № 2. Познакомьтесь с композицией научного письменного текста, схемой построения вводной и заключительной части.

Наши рекомендации