Раздел III. Система функциональных стилей русского языка
План
1. Понятие функционального стиля.
2. Общая характеристика стилей.
3. Устные и письменные формы речи каждого стиля.
4. Научный стиль
5. Официально – деловой стиль
6. Публицистический стиль
7. Художественный стиль
8. Разговорный стиль
9. Контрольные вопросы
10. Методические рекомендации
11. Практические задания
Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.
Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык каждом конкретном случае.
Разговорный стиль – функция общения научный, официально – деловой – функция сообщения.
Публицистический – функция воздействия.
Художественный – функция воздействия.
Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно–публицистический, художественной и разговорно-обиходный.
Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.
Научный стиль— это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями — по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас деятельности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т. п.
Возникновение и развитие научного стиля связано с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю художественного повествования и выделился в самостоятельный, когда стала создаваться научная терминология.
В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл М. В. Ломоносов и его ученики. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.
Основные стилевые черты:
− логическая последовательность изложения;
− однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания;
− конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.
Характерные особенности научного стиля.
− насыщенность терминами, которые составляют 15 – 20 % всей лексики;
− научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);
− преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);
− употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);
− преимущественное употребление существительных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);
− распространение сложных предложений.
Официально-деловой стиль– это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который определяется их содержанием и целями – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.
Основные стилевые черты:
− сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
− стандартное расположение материала, обязательность формы;
− конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.
Характерные особенности официально-делового стиля:
− широкое использование терминологии;
− наличие особой фразеологии, а также много численных речевых стандартов – клише;
− употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);
− использование номинативных предложений с перечислением;
− сложные синтаксические конструкции;
− отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.
Различают две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль
Публицистический стиль— это стиль Общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т. п.
Основные стилевые черты публицистического стиля:
− лаконичность изложения при информативной насыщенности;
− доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);
− эмоциональность, обобщенность, а часто не принужденность высказывания.
Характерные особенности публицистического стиля:
− общественно-политическая лексика и фразеология;
− использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера);
− употребление коротких предложений – рубленая проза;
− эллиптические предложения (безглагольные, фразы) – (приватизационный чек – каждому; банки — не только для банкиров);
− совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;
− использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).
Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.
Определите, какие из перечисленных выше черт наиболее подходят к этому виду.
Художественный стиль— это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. п.
Основные стилевые черты художественного стиля:
− образность, эмоциональность;
− единство коммуникативной и эстетической функции.
Характерные особенности художественного стиля:
− широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
− использование изобразительно-выразительных средств;
− проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).
Разговорный стильпротивопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения. Основные стилевые черты:
− экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;
− эмоциональность, непринужденность, обобщенность.
Характерные особенности разговорного стиля:
− широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;
− использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т. п.);
− диалоговая форма высказывания, реже монолог;
− включение в речь частиц, междометия, вводных слов, обращений;
− преобладание простых предложений над сложными;
− использование вставных и присоединительных конструкций;
− лексические повторы, инверсии (обратный по рядок слов).
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?
2. Назовите основные функциональные стили русского языка
3. Дайте характеристику научному стилю в предложенной последовательности:
− в какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?;
− основные формы устной и письменной речи научного стиля;
− основные стилевые черты;
− характерные языковые средства научного стиля.
4. Назовите основные особенности деловой речи.
5. Перечислите слова, относящиеся к профессии, которую вы избрали, в разных стилях речи. Определите уместность их использования в устной речи.
Методические рекомендации
Практические задания
Знакомство с функциональными стилями языка является одним из способов формирования речевой культуры.
Очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами в зависимости от цели и места речевого общения, владеть речевыми жанрами как устной, так и письменной речи различных функциональных стилей.
Задание №1. Составьте аннотацию на любую научную статью, используйте рекомендации справки 1.
Справка 1.Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъекты действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются конструкции (глагольные и причастные).
Образец аннотации
Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.
В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы рения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
Задание № 2. Познакомьтесь с композицией научного письменного текста, схемой построения вводной и заключительной части.