Двухголосие
Правила соотношения
В двухголосии участвуют только смежные голоса.
Расположение обоих голосов предпочтительно в пределах 8, максимум 8+5.
Перекрещивание не применяется.
Одновременный скачок голосов в одном направлении крайне редко.
Запрещается скачком наступать на звук другого голоса.
В каденции один голос 11-1 ступени, другой – У11-1.
В строгом стиле произошло осознание консонанса и диссонанса и их отношений. Это этап формирования аккордики и функциональной гармонии.
Совершенные консонансы
Прима (кроме начала и завершения) возможна только на слабой доле (также октава и квинта).
Нельзя параллельные и противоположные совершенные консонансы.
Нельзя прямое движение к совершенному консонансу и из него (возникают скрытые октавы и квинты).
Но можно золотой ход валторн.
Несовершенные консонансы Несовершенные консонансы
Терции, сексты, децимы параллельно белыми нотами не более З-х, четвертями - 4-х, редко 6-ти.
Нельзя использовать параллельные большие терции и малые сексты на расстоянии тона, крайние или средние звуки которых образуют тритон (например: фа-ля, соль-си или ля-фа, си-соль), особенно первое.
Диссонансы на слабых долях.
Проходящие.
Возможны на фоне длящегося звука в поступенном движении длительностью не более половины. (Длящийся звук м.б. связанным.)
Нельзя делать проходящий к занятому звуку.
Нельзя после проходящего диссонанса брать скачок.
Вспомогательные.
Звук с вспомогательным на фоне длящегося, который м.б. уведен при разрешении.
Вспомогательный к приме = занятому звуку – запрещен, можно к верхнему звуку октавы.
Если вспомогательный звук оказывается не на самой слабой доле, то он четверть (ля-соль-фа-соль на фоне верхнего ми).
Задержания – диссонансы на сильной или относительно-сильной доле.
Только приготовленные, только нисходящие.
Готовит звук равный или больший по длительности. Он же диссонирует и разрешается. При этом в другом голосе м.б. поступенный ход или скачок.
СЕКУНДА – готовится нижним голосом и разрешается нижний голос.
НОНА – чаще как СЕКУНДА,
Может готовиться верхним голосом и им же разрешаться; при этом НОНА готовится и разрешается встречным движением голосов (децима-нона-октава).
СЕПТИМА – готовит верхний голос и только он разрешается.
КВАРТА – готовится и разрешается и верхним, и нижним голосом;
КВАРТА готовится и разрешается нижним голосом при расходящемся движении голосов (терция-кварта-квинта).
УНДЕЦИМА готовится и разрешается как КВАРТА.
Задержание может разрешаться через промежуточный звук, который должен консонировать со звуком другого голоса. При этом нередко образуется подобие опевания звука разрешения задержания.
ТРИТОН не употребляется.