Риторика и связи с общественностью

РИТОРИКА

Методические указания для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки бакалавров 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Тюмень

ТюмГНГУ

 
2012
Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

Составитель: канд. пед. наук, доцент кафедры социальных технологий

Медведев Павел Сергеевич

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012


Введение

Риторика – современная динамично развивающаяся научная дисциплина, имеющая прикладной характер. В учебном плане подготовки бакалавров 031600 «Реклама и связи с общественностью» дисциплина включена в Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б 1), в его вариативную часть. Освоение дисциплины способствует формированию у бакалавров более целостного и всестороннего представления о современных социальных технологиях. Студенты изучают историю развития риторики, риторический процесс, основы полемического мастерства. Умение анализировать текст выступления и создавать собственный, оригинальный необходимо в профессиональной деятельности бакалавров рекламы и связей с общественностью. Приобретенные знания и навыки расширяют сферу не только профессиональных компетенций, но и личностных. Умение выгодно позиционировать себя в деловом и межличностном общении – необходимое условие успешной профессиональной деятельности выпускника.

Данный курс базируется на мультидисциплинарном подходе. Для изучения данной дисциплины студенты должны знать структуру русского национального языка, нормы литературного языка, основные виды стилей литературного языка; уметь создавать устные и письменные тексты, используя знания норм русского литературного языка, уметь работать с источниками информации. Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин ПЦ. Б.3.2/3 «Стилистика и литературное редактирование», ПЦ. Б.3.2/4 «Текст в рекламе и связях с общественностью», ПЦ. Б.3.2/6 «Современная пресс-служба».

Дисциплина «Риторика» имеет своей целью формирование творческих умений и навыков публичного выступления, культуры ведения диалога, составления речей в соответствии с разными речевыми ситуациями.

Задачи изучения дисциплины:

-изучить теоретический материал;

- показать роль риторики в развитии отечественной культуры;

-сформировать коммуникационные умения студентов.

Изучение дисциплины направлено на освоение основных разделов риторики, знание логических законов в речи, построение рассуждений, овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК)

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
ОК-9 Способность использовать основные положения и методы социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

профессиональные компетенции (ПК)

ПК-5 Владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения.
ПК-6 Обладание базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владение навыками литературного редактирования, копирайтинга.

В результате изучения дисциплины студенту необходимо:

Знать: основные этапы становления риторики как науки, термины и понятия, риторические приёмы.

Уметь: определять уместность использования того или иного риторического приёма, защищать собственную точку зрения с привлечением ораторских приёмов, использовать образные средства в процессе создания письменных текстов, работать самостоятельно и в коллективе.

Владеть: методикой сбора и расположения материала, основными риторическими средствами.

Демонстрировать способность и готовность к анализу устных и письменных выступлений, выстраиванию логики собственного выступления, выявлению закономерностей создания письменных текстов, иллюстрированию выдвинутых тезисов примерами, общению на русском языке.

Тематика лекционных, практических и лабораторных занятий разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров 031600.62 «Реклама и связи с общественностью».

На изучение дисциплины в соответствии с учебным планом отводится 9 лекционных занятий (18 часов), 9 практических занятий (18 часов) и 18 лабораторных занятий (36 часов). Самостоятельная работа студента (72 часа) включает изучение научной литературы, выполнение домашних заданий и подготовку устных выступлений.

Каждый раздел включает в себя методические указания по изучению темы, основные понятия, вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы студентов и список литературы, необходимый для подготовки к занятиям.

Лабораторное занятие 1.

Риторика и связи с общественностью

План.

1. Самопрезентация студентов (индивидуальная).

2. Риторический анализ выступлений (коллективный).

Основные понятия:

Риторика - теория и практическое мастерство устного и письменного красноречия, убеждения, воздействия средства речи, моделирование процессов общения.

Коммуникация - общение, связь, обмен информацией

Речевая ситуация - сложившиеся в жизни обстоятельства, побуждающи к высказыванию; может быть естественной и сконструированной.

Речевая ситуация специалиста по связям с общественностью - профессиональные обстоятельства с установлением эффективной коммуникации. Профессиональные обстоятельства для ССО - это переговоры, круглые столы, презентации ,конференции и другие специальные мероприятия.

Речевая активность – это быстрота речевых реакций, умение выслушивать собеседника, выделять в речи главное, быстрота точного выбора слов,автоматизм в построении предложений.

Обратная связь в риторике – это отклик на речевое высказывание: ответ на вопрос, действие, последовавшее за рекомендациями, данными оратором и т.п.

Риторический анализ(по Львову М.Р.):

1. Общая характеристика текста: Устный или письменный.

2.Жанр: деловое или личное письмо , выступление на мероприятии и т. д.

3. Характеристики содержания: биография, текст документа, рассказ события и т. д.

4.Анализ дискурса ситуация, цель, позиция сторон

5.Сведения об авторе, уровень его знаний, личных качеств.

6. Адресат речи, его восприятия и обратная связь.

7.Стиль речи текста, средства выражения стиля

8. Композиция выступления

9.Степень убедительности

10.Эмоциональное воздействие на аудиторию

11. Соблюдение норм культуры речи и этики.

12. Обратная связь.

Теоретические сведения

Самопрезентация – это публичное предоставление информации о себе (краткая автобиография, сведения об интересах, коммуникативных качествах).

Начало речи – важный момент любого выступления. Специалист по СО должен с первых минут создать условия для эффективного общения. Устная речь отличается от письменного варианта. Алгоритм действий выступающего таков:

1. Вход в аудиторию.

2. Пауза и взгляд.

3. Приветствие.

4. Представление ( если слушатели не знают оратора).

5. Зачин, объявление темы.

Зачин – это установление контакта с аудиторией; он может быть тематическим( краткая информация о теме, её значении) и психологическим («я понимаю, что все устали, поэтому постараюсь быть кратким» ; комплимент аудитории и т.п. )

Задание

1. Подготовить самопрезентацию (индивидуально).

2. Риторический анализ выступлений (коллективный).

Лабораторное занятие 2

Наши рекомендации