Исправление и предупреждение речевых ошибок
Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих составных частей:
а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
б) составление картотеки типичных ошибок, допущенных учениками преимущественно в письменной речи;
в) определение типов ошибок и их причин (диагностика);
г) классная работа над общими типичными ошибками на уроках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15–20 мни, в устной и письменной форме);
д) индивидуальная или групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;
е) показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;
ж) система стилистических и иных упражнений, в которых предусматриваются трудные ситуации, вероятные ошибки;
з) языковая подготовка перед сочинением, изложением или устным выступлением;
и) обучение самопроверке написанного и его редактированию;
к) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем; например, при изучении личных местоимений сообщается их функция в тексте и т. п.
Ошибки исправляются самим учеником, с помощью учителя. Исправление состоит в перестройке предложения, текста, в замене слов и т. п. В трудных случаях учитель сам исправляет ошибку, а в легких -использует условные знаки: П – «повтор», З.с. – «замени слово», V – «пропуск», порядок слов обозначается цифрами над словами.
На уроке, посвященном анализу сочинения, прочитываются вслух лучшие работы, они обсуждаются (к этому надо приучать детей).
Предмет обсуждения – не только содержание, но и композиция, и язык, и ошибки, и недочеты, и исправления.
Для урока, как привило, избирается одна тема, соответствующая допущенным ошибкам. Требования к такому фрагменту урока:
а) тема формулируется и осознается школьниками, например «Замена неудачно выбранного слова»;
б) приводятся примеры выбора слова из лаборатории известного писателя;
в) даются на карточках отрывки текста, содержащие ошибки; учащиеся должны их обнаружить и исправить, обосновать замену слова.
Ученик написал в сочинении: Осенью очень красиво. Деревья покрываются желтыми листьями, и только одни ели стоят зеленые. Класс читает этот текст, предназначенный для редактирования. Не сразу, но все же обошлось без помощи учителя. Ученик (не очень уверенно) говорит: «Почему покрываются? Ведь осень, а не весна. Осенью зеленые листья пожелтели». Предлагается несколько вариантов исправления: деревья пожелтели; деревья теперь оделись в золотой наряд, липы светло-желтые, клены в золоте с рубинами, и только ели да сосны стоят зеленые.
Покажем еще исправление ошибок и недочетов (редактирование) целого текста, но на основе теории сложного синтаксического целого – ССЦ. Цель – обогащение, совершенствование внутритекстовых связей.
Работа общеклассная, коллективная. На доске записывается (или проецируется с помощью графопроектора) полный текст ученического изложения, в данном случае – по рассказу В. Бианки; для удобства работы предложения пронумерованы:
1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чаши вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к речке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.
Детям предложено прочитать текст: не нужно ли что‐то исправить, дополнить, уточнить, сделать выразительнее? Учащиеся сделали следующие замечания: в начале изложения ничего не говорится о реке, предлагают дополнить первое предложение словами берегом лесной речки; делают исправление на доске. Во втором предложении вводят слово вдруг. Третье предложение не вызывает замечаний, зато в четвертом сразу замечают повтор: слова медведица с медвежатами заменяют местоимением они. В пятом решают заменить слова за воротник на за шиворот. Шестое предложение не на месте – это замечают все. Сначала предлагают перенести его на третье место, но затем объединяют со вторым: Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. В седьмом предложении неясно, какой медвежонок стал убегать, и дети предлагают добавить слово другой. В этом предложении заменяют глагол дала глаголом надавала (многократное действие). В последнем предложении добавляют слово довольные и заменяют слова: потом – на после купания, они – на медведи, домой – на в чащу леса.
Дети читают весь текст с поправками и замечают, что в пятом предложении надо добавить слово одного.
В итоге получился отредактированный текст:
Охотник шел домой берегом лесной речки. Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. Они подошли к речке и стали купаться. Медведица взяла одного медвежонка за шиворот и стала окунать. Другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков. После купания медведи ушли в чащу леса довольные.
В этом тексте школьники сделали 10 исправлений, это улучшило связи в нем, а главное – подготовило школьников к самостоятельному редактированию собственных сочинений и изложений.