Этапы риторического канона
Можно выделить 3 этапа работы над речевым произведением:
замысел исполнение рефлексия
Замыселв свою очередь подразумевает работу на трех этапах: аналитико-концептуальном, стратегическом и тактическом. Замысел представляет микромодель произведения и должна походить на чертеж будущего произведения.
1. Аналитико-концептуальный этап:
В случае свободного выбора определение темы публичного выступления должно быть продиктовано, прежде всего, интересами, ценностными ориентирами, компетенцией и отношением самого говорящего. «Человек, проникнутый тем, что он говорит, заставляет обыкновенно проникаться этим других; охваченный страстью всегда способен взволновать других» (Н. Мальбранш). Во-вторых, необходимо также учесть интересы предполагаемой аудитории. Даже в том случае, когда тема задана, желательно найти в ней те аспекты и направления, которые волнуют не только говорящего, но и слушателей.
Затем необходимо вычленить основные понятия, сформулировать конструктивные вопросы, ответив на которые вы соберете рабочий материал публичной речи.
Важным шагом данного этапа является осознание и формулировка концепции, которая представляет способ понимания, трактовки какого-либо явления, основную точку зрения, ведущий замысел. Так по теме «О вреде курения» могут быть разработаны следующие концепции: 1) Курить вредно; 2) Курить не вредно; 3) Курить полезно; 4) Курить можно, если соблюдать меру.
2. Ориентационный (стратегический) этап
На этом этапе оратор определяет «психологическую партитуру» предстоящей публичной речи.
Стратегия - искусство планирования, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. Коммуникативно-речевая стратегия (риторическая) - магистральная линия речевого поведения, избранная оратором для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии.
Для того чтобы выработать стратегию, необходимо сформулировать цель, определить тезис и «нарисовать» портрет аудитории (*см. раздел IV,тему 1). От полноты представления об образе аудитории и умения ориентироваться на слушателей в значительной степени определяется успех публичной речи.
В основе разработки целевой установки любого выступления лежат два вопроса:
- зачем нужно выступить в данной аудитории?
- зачем слушателям нужно выслушать и понять идею, которую развивает говорящий? Возможные цели публичного выступления: (*см. раздел II,тему 1).
Кульминацией «изобретения» является разработка тезиса.
«Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли и должно все относится. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно» (м. Сперанский. Риторика, 1795).
Тезис - «царствующая мысль»; положение, истинность которого должна быть доказана. Тезис, базируясь на теоретической концепции, концентрирует в себе сжатые ответы на конструктивные вопросы и пронизывает всю речь.
Требования к тезису:
1) Тезис должен быть истинным. Под истинностью тезиса понимается вера говорящего в истинность, причем вера не показная, а внутренняя: убедить другого человека удается только при наличии внутренней убежденности говорящего в истинности своей идеи.
2) Тезис должен быть четко и точно сформулирован для себя (аккуратный выбор слова и его места в тексте) и для слушателей (требование точности и адекватности терминологии). *В каком случае для слушателей тезис не будет иметь выраженной формулировки?
3) Требование единообразия тезиса на протяжении всего речевого изложения: необходимо «держать тезис». Данное требование базируется на законе тождества (см. в ХРЕСТОМАТИИ приложение 3).
4) Непротиворечивость тезиса как важный признак логически правильной речи определяется требованиями 2-х законов формальной логики – закона противоречия и закона исключенного третьего (см. в ХРЕСТОМАТИИ приложение 3).
3. Тактический (композиционный) этап
Риторическая стратегия реализуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (риторических) тактик. Под тактикой подразумевается выбор средств, способов, приемов, которые позволяют донести замысел речи с тем, чтобы быть понятым в данной аудитории.
На тактическом этапе продумываются средства доказательства и убеждения (аргументация), реализуются принципы их отбора и расположения.
Аргументация - коммуникативный процесс, служащий обоснованием точки зрения одного человека с целью ее понимания и (или) принятия другим человеком. Аргументы подразделяют на рациональные (логические) и эмоциональные (психологические).
Рациональные аргументы (аргументы к существу дела по Н. Н. Кохтеву): Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т.д.
Психологические аргументы (аргументы к человеку по Н. Н. Кохтеву):
1) аргумент к авторитету – ссылка на высказывание или мнения великих людей;
2) аргумент к личности – ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки с целью вызвать симпатию к данным лицам или внушить недоверие к их позиции;
3) аргумент к жалости – возбуждение жалости, сочувствия к обсуждаемому лицу;
4) аргумент к тщеславию – неумеренные похвалы оппоненту в надежде смягчить его;
5) аргумент к публике – взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения какого-нибудь вопроса и склонить в его решении в нужном выступающему направлении.