Самостоятельная работа № 3
Изучение интернет-источниковпредполагает самостоятельную работу студентов с материалом, представленном на сайтеwww.mylanguage.ru.После регистрации на сайте студент предоставляет преподавателю свои логин и пароль для входа на сайт.Контроль выполнения данного вида самостоятельной работы происходит путем проверки преподавателем статистики тестов.
Самостоятельная работа №4
Подготовка публичного выступления на 3-5 минут по теме, выбранной студентом.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Виды аудиторных контрольных работ
№ раздела | Содержание темы | Форма контроля |
1.2 | Нормы правописания | Диктант или изложение |
1.2 | Анализ словарей русского языка. Проанализировать словарные статьи в словарях различного типа (толковый, этимологический, орфоэпический словарь, орфографический словарь, словарь иностранных слов, словарь синонимов / антонимов / паронимов) | Контрольная работа |
1.2 | Нормы современного русского литературного языка. Поставить ударение. Указать правильное произношение. Образовать требуемые формы. Подобрать согласованные определения к неизменяемым словам. Различить паронимы. Исправить грамматические ошибки в предложениях. | Контрольная работа |
1.1, 1.2, 2.1, 2.2 | Тестирование по разделам дисциплины | Тестирование |
Контрольная работа №1
Диктант(в данном пособии приведен примерный текст диктанта, который может быть заменен по выбору преподавателя).
Великий и могучий, русский язык полон действительно интересной и богатой образности, способен показать глубину, так и простоту всякого явления природы или души. Язык великой русской литературы, которым разговаривали лучшие люди нашей цивилизации не нужно воспевать. Он давно и прочно занял свое место в пантеоне славы русского народа. Важнее говорить и думать о другом русском языке.
Русский язык, на котором мы с вами разговариваем, сильно отличается от литературной формы. Он проще, грубее, но в чем-то точнее и хлестче. Это не язык долгих романов, но и не броские газетные заголовки, скорее это язык самой русской души, необъяснимой простыми символами и не укладывающийся в самые лирические описания. И речь идет, конечно же, не о русском матерном, о котором следует разговаривать либо в контексте лингвистического или культурологического исследования, либо же вообще оставить попытки как-то понять этот уникальный культурный феномен.
Речь идет о неоспоримой способности языка формировать нас. Мы русские во многом потому, что говорим по-русски, и лучший способ включить кого-то в нашу культуру, позволить её понять и принять, – научить этого кого-то русскому языку. Поэтому, например, перед русским как языком международного общения стоят крайне амбициозные задачи примирения ближайших к нам культур, для которых русский является языком-посредником.
… Сам по себе язык действительно живой, он может привести нас к правильным и неожиданным мыслям, если следить за ним, обращать внимание на слово и его отношение к своим соседям. Полезнее читать стихи русских футуристов, чем слушать задорновские попытки прицепиться к национальному сознанию и отхватить порцию другую популярности. Язык мудр, но вряд ли мудрость его можно обратить в какую-то политическую пользу или сделать предметом спора. Русский язык – это сокровищница русской души, сокровенная тайна, соединяющая нас всех в одну духовную субстанцию, благодаря которой и возможно взаимопонимание между русскими людьми. Порой даже неважно, что вы говорите, важнее – как вы это говорите и как вас слушают.
И вот, держа в себе такое богатство, мы читаем вокруг себя (да и сами, чего греха таить, иногда позволяем себе вольности) ошибки и небрежности в обращении с языком. Неправильное употребление слов, пренебрежение к пунктуации, попытки извращаться над стилем языка, исковеркать его в самых невозможных вариантах и немыслимых контекстах. «Мы же не диктанте», — оправдываем себя мы. Языку ведь не становится физически больно, если мы пишем иногда неправильно? Зато глазу культурного человека больно. Больно не от осознания безграмотности окружения, но от понимания, что с, возможно, лучшим и самым великим из всего, что есть у каждого русского человека, обходятся так неаккуратно и без должного уважения. Писать правильно, уважать свой язык – значит уважать свою культуру и свое окружение, а от этого победа над окружающим хаосом становится чуточку ближе.
Написание изложения(в данном пособии приведен примерный текст для написания изложения, который может быть заменен по выбору преподавателя). Помимо основной работы необходимо провести анализ орфограмм и пунктограмм, выделенных преподавателем.
Задача студента – прочитать приведенный текст, воспроизвести его максимально близко к оригиналу, продолжить рассуждение, приведя свои примеры того явления, о котором идет речь в тексте.
Что такое «свобода слова»? Вроде бы – ясно – возможность выражать своё мнение в печати и на митингах. Но чем она ограничивается? Чужой свободой слова.
Нельзя совместить правила общежития обители и борделя. Нельзя жить по правилам, которые тебе не нравятся. Вот почему мусульманские активисты так не желают проживать по правилам свободного мира. Им не нужна свобода. Им нужно другое – удобное и вполне предсказуемое государство. Эти люди никогда не смогут жить иначе, как жили их предки. Они не прошли через философию Вольтера и Руссо. Они не имеют того багажа знаний, который так тяготит души европейцев.
Что же заставляет европейцев так глупо себя вести? Кто заставляет их впускать в свой мир тех людей, которые не в силах переступить через свои родовые принципы? Людей, которым важно ограничение прав, а не свобода выражения их.
Возможно, демократия – это последние судороги европейского общества. Общества – где во главу поставлен Человек с его нерушимым Эго. Этот совершенно неразумный эгоизм приводит к печальным событиям.
Контрольная работа № 2
Познакомьтесь со словарными статьями из разных по целевой установке и объекту описания словарей. Обозначьте ключевые параметры отличия. И ответьте на вопрос: «Какую информацию можно получить, прочитав данный словарь?»
Контрольная работа №3
Выполните задания.
1. Поставьте ударение в словах: симметрия, убыстрить, заржаветь, добыча, втридорога, нефтепровод, квартал, договор, углбить.
2. Как произносится сочетание ЧН в словах: коричневый, годичный, стрелочник, справочник, подсвечник, сливочный, дачный.
3. Твердое или мягкое произношение звука перед Е в словах: менеджер, термос, тент, академия, акционер, декада, сессия.
4. Определите род существительного, составьте словосочетание с прилагательным, правильно согласуя его со словом: моль, бра, торнадо, пони, леди, Онтарио, ВВП.
5. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа: шофер, отпуск, инспектор, редактор, лектор, тренер.
6. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа: башкиры, ананасы, тапочки, солдаты, кочерги.
7. Просклоняйте числительное: 2531.
8. Составьте словосочетания с данными паронимами, объясните различия в значениях: одеть – надеть, плодовитый – плодовый – плодотворный.
9. Исправьте предложения, объяснив допущенные ошибки: Граждане пассажиры, вися на подножках, двери не закроются. Преступник выстрельнул два раза. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена.
10. Напишите эссе на тему«Сколько слов необходимо человеку для общения?».
Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.
По своей структуре эссе содержит следующие разделы:
1. титульный лист;
2. содержание, или краткий план, выполняемой работы;
3. введение;
4. основную часть, включающую 1-2 параграфа;
5. заключение;
6. список использованной литературы (библиографию).
В зависимости от выбранной авторской стратегии формы представления эссе и его тематика могут значительно различаться. В некоторых случаях это может быть анализ отечественной или зарубежной литературы по какой-либо проблеме или аналитический обзор периодической печати по тому или иному вопросу. В эссе может быть также реализован сравнительно-аналитический подход к освещению психологических феноменов в современной отечественной и зарубежной литературе.
В эссе может быть реализована попытка самостоятельного осмысления того или иного аспекта практического применения психологических знаний. Эссе может основываться на описании и обобщении авторской позиции в том или ином литературном источнике (монография, книга, статья в журнале).
Эссе должно быть напечатано 12 или 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом от 1 до 15 (примерно) страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.
Контрольная работа № 4
Тестирование по всем разделам дисциплины проводится два раза в семестр после изучения каждого модуля с целью итогового контроля уровня знаний студентов и для оценки их готовности к прохождению федерального тестирования. В связи с этим содержание тестов максимально приближено к заданиям федерального тестирования. Прохождение тестирования возможно как в письменном варианте, так и на компьютере (в том числе on-line).
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля:
1) широкое использование лексики и фразеологии других стилей
2) научная фразеология
3) логическая последовательность изложения
4) преимущественное употребление существительных вместо глаголов
2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
1) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.
2) Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.
3) Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице.
4) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.
3. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:
1) доложить, ответчик, взыскание
2) эскалация, форум, почин
3) амплитуда, локальный, следовать
4) климат, хроника, журнал
4. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:
__________ – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
1) Антитеза
2) Градация
3) Анафора
4) Эллипсис
5. Условия, в которых происходит речевое общение, - это речевая (-ое)...
1) ситуация
2) событие
3) взаимодействие
4) деятельность
6. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:
грипп, орхидея, афера.
1) гри[п], орхи[д]ея, а[ф’э]ра
2) гри[пп], орхи[д’]ея, а[фэ]ра
3) гри[п], орхи[д’]ея, а[фэ]ра
4) гри[п], орхи[д]ея, а[ф’о]ра
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) скучаю по вам
2) сорок граммов
3) ляг на кровать
4) три девушки
8. Укажите неверный вариант записи: Заявление подано от… (в скобках даны фамилии в Им.п.)
1) Олега Мицкевич (Мицкевич)
2) Константина Живаго (Живаго)
3) Натальи Седых (Седых)
4) Антонины Венда (Венда)
9. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «релятивный», «пролонгировать»?
1) толковым словарем русского языка
2) орфоэпическим словарем
3) орфографическим словарем
4) этимологическим словарем
10. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
1) ходатайствовать, шофёр, донельзя
2) ножны, планер, некролог
3) туфля, юродивый, безудержный
4) отгул, озимые, реквием
11. Укажите ряд слов, в котором пропущена буква а:
1) выг…рки, попл…вок, р…стение, сл…гаемое
2) заг…рать, прик…саться, ср…внение, ог…рок
3) Р…стислав, откл…няться, уг…реть, пол…г
4) доск…кать, изл…жение, з…ря, тв…рить
12. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.
1) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
2) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
3) И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.
4) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
13. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.
1) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить
2) (не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа
3) (не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье
4) (не) взрачный, (не) рад встрече, трава (не) скошена
14. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.
1) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
2) Он прошел в горячих точках огонь, и воду, и медные трубы.
3) У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.
4) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.
15. Укажите предложение с речевой ошибкой.
1) У Владимира шел пот градом.
2) Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.
3) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья. 4) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ