Лексические особенности научного стиля
Лексика научного стиля представлена четырьмя пластами:
· терминологией;
· словами с обобщенно-абстрактным значением;
· межстилевой (общеупотребительной) лексикой;
· словами, организующими движение мысли (следовательно, итак, наконец, по сравнению с, с одной стороны, с другой стороны).
Терминынесут в себе значительно большую информацию по сравнению с другими лексическими единицами.
Следует различать общенаучные терминыи термины специальные.
Общенаучныетермины (система, программа, функция, универсальный, адаптация) применимы ко многим областям научного знания. Специальныетермины(эргономика, иммуногенетика, микропроцессор, токоприемник, контактная подвеска) именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории; подобные слова обычно однозначны.
Морфология научного стиля.
Типичными чертами научного стиля в области морфологии являются:
· преобладание имени существительного над глаголом. Особенно частотны отглагольные существительные (изучение, рассмотрение, определение, наблюдение и т.д.);
· наличие глагольно-именных конструкций, в которых основную семантическую нагрузку несет имя существительное, например, сочетанию произвести расчет в разговорном стиле будет соответствовать глагол рассчитать;
· исключительная активность родительного падежа (линия электроснабжения, свойство металла, обработка сообщения и т.д.). Цепочки родительного падежа могут быть достаточно длинными, например: Выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства;
· замена форм единственного числа отвлеченных и вещественных существительных формами множественного числа, например: смазочные масла (а не масло), состояния, концентрации, топлива, скорости и т.д.;
· активное использование аббревиатур (АРМ – автоматизированное рабочее место, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛЭП – линия электропередач, СЦБ – сигнализация, централизация, блокировка, НДС – налог на добавленную стоимость и т.д.);
· использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется, анализируется, наблюдается и т.д.);
· частотность краткой формы качественных прилагательных (характерен, свойствен и т.п.);
· замена личного местоимения 1-го лица единственного числа я так называемым авторским мы;
· наличие причастий и деепричастий. Наиболее употребительна краткая форма причастий (решен, использован, распространен и т.д.);
· цифровое, а не словесное обозначение числительных;
· употребление наречий, предлогов и союзов в качестве средств логической связи (ранее, далее, выше; ввиду, в течение, в связи с; однако, но).
Синтаксические особенности научного стиля.
Синтаксис научного текста призван строго логически, последовательно и аргументированно излагать ход мысли. Этим обусловлено:
· тяготение к сложным распространенным синтаксическим конструкциям;
· активное употребление причастных и деепричастных оборотов;
· широкое использование страдательных конструкций (представляется возможным, в работе рассматривается, в статье анализируется и т.п.);
· использование вводных слов и конструкций, организующих последовательность изложения (например: итак, следовательно, во-первых), выражающих предположения (например: очевидно, вероятно), указывающих на источник информации (например: по нашему мнению, с нашей точки зрения) и т.п.
- 4 -
При безусловной общности специфических особенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимости от целевой установки и характера адресата выделяют следующие его разновидности – подстили. Каждый подстиль реализуется в разнообразных жанрах научных произведений (см. табл. 2).
Таблица 2
Подстили научного стиля
Характе-ристики/ подстили | Собственно научный | Научно-справочный | Учебно-научный | Научно-популярный |
Цель | сообщение нового научного знания | максимально точное сообщение научной информации | изложение основ науки | изложение научных данных в доступной и занимательной форме |
Адресат | ученые, специалисты | специалисты в данной области науки | будущие специалисты | широкий круг читателей |
Признаки | точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы, выражение своего отношения к поднимаемой проблеме | стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств | обучающий характер, изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований | доступность изложения, возможность использования образных языковых средств, примеров и сравнений, употребление элементов устной речи |
Жанры | научная монография, статья, доклад и др. | реферат, аннотация, каталог, специальные словари, патентные и технологические описания и др. | учебник, учебно-методическое пособие, словарь, лекция, конспект и др. | очерк, эссе, научно-популярная лекция, статья в периодическом издании и др. |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое «функциональный стиль»? Какие функциональные стили выделяются в современном русском языке?
2. Назовите черты, отличающие научный стиль от других функционально-стилевых разновидностей языка.
3. Охарактеризуйте лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
4. Какие разновидности (подстили) можно выделить в научном стиле и почему?
Лекция № 7