Виды коммуникативно-речевой активности
Типа речи
Повествование
Описание
· статичный объект
· большое количество определений
· выделение неких частей и их описание
· фактографическое описание – полное, точное
· Н,Ф,Кошанский: предмет нужно представить отдельно от других, выделить характерные свойства и делаем интересным для адресата
· состав:
o зачин (начало): «нужно обратиться к предмету описания в живом и сильном чувстве», сказать о времени дня или года, сказать о месте, где предмет находится
o середина описания:
§ если предмет бездействуют: описываются перемены в нем в разное время
§ если это неодушевленный физический предмет, то мы делим его на части и дается его описание с разных сторон
§ если это предмет нравственный, то после каждой нравственной оценки должно следовать объяснение и доказательство (род – горе, вид – вдовы, влюбленного и т.д.)
§ если действующее лицо герой, то должны быть дополнительные свойства
§ завершает часть описания – сопоставление
o концовка:
§ обращение к предмету, когда хочется выразить свои чувства
§ нравственная занимательная мысль
§ высокая разительная истина (со ссылкой на кого-то)
§ вывод, отражающий чувства и состояния
· правило расположения частей в описании:
o что больше нравится в предмете, то должно быть после
o части предмета должны описаны порознь
o избегать излишней детализации (счетной)
o избегать повторов мысли
o выбор главной характерной черты
o подбор точного образа сравнения
o выбор направления взгляда на предмет (взгляд исследователя, карлсона, влюбленной)
o вводится термин смотрящий – автор сочинения, герой (карлсон), обобщенное лицо
o образ – стержень описания (а не предмет и его характеристики)
o
Рассуждение
Текст-описание
Переход
Каждый день мы приходим в красивое старинное здание начала 20-ого века. Мы им восхищаемся. Мы любим большие потоковые аудитории и маленькие уютные комнатушки, зеркальную столовую и стеклянную крышу, «собачку» и даже неработающий фонтан, но говоря об университете мы совершенно забываем об одной, чуть ли не самой важной части здания – холле.
Не о том, что под стеклянной крышей. Нет. О том, где находится маленькая охранная будка, типография, гардероб, вход в столовую. Только там мы полностью осознаем переход из роли дочери, возлюбленной, жены, матери, бабушки в роль студента или преподавателя и обратное превращение. Там возникают ощущения безысходности (для нерадивых студентов) или бесконечного счастья (для нашедших в стенах этого здания смысл жизни). Там продолжается борьба чувства голода и долга студента из-за доносящихся ароматов из столовой. При входе в это сухое, теплое помещение радуемся мы и телом после лютого мороза, проливного дождя или же летнего зноя. Там же мы как бабочки скидываем объемные зимние коконы и меняем теплую обувь на туфельки. Это место ожиданий, встреч и прощаний с друзьями и любимыми. Тут около типографии рождается и умирает надежда при виде очереди. Этот список можно продолжать до бесконечности, ведь для каждого есть что-то личное в этом месте, что невозможно постичь окружающим.
Но как выглядит это место? Весьма посредственно. Здесь нет пышности и роскоши главного входа – «собаки». Не низкие и не высокие потолки. Потоки света падающие из высоких окон, в которых видно, как клубится пыль. Зеленый или желтый цвет окрашенных стен. На полу – плитка. Вроде бы. Небольшие скамейки, которые недавно заменили диванчиками. Высокие и узкие зеркала на стенах. Забытые вещи, висящие на решетке гардероба. Но разве это мы вспоминаем, когда думаем об этом холле? Сомневаюсь. В наших воспоминаниях с этим местом связаны другие образы: улыбающихся охранников, шутящих из-за вечного отсутствия студенческих, встречающих и провожающих нас; работниц гардероба, ругающихся при виде оторванных петелек и спрашивающих о погоде на улице или о нашем здоровье; мужчин и юношей, хоть и редких в наших стенах, открывающих тебе двери, что-то горячо обсуждающих студентов; спешащих по своим делам преподавателей; девушек, вертящихся перед зеркалами и поправляющих шарф или шапочку – все стороны студенческой жизни.
И разве этого недостаточно, чтобы всей душой любить это место, разве оно не является лакмусовой бумажкой всего нашего университета?
Речевая деятельность
Продуктивные виды – создание текста | Рецептивные виды – восприятие, обработка, понимание чужого текста | ||
Говорение | Письмо | Чтение | Слушание |
Слушание
- такая речевая деятельность, состоящая из первичного анализа речевого сигнала и его интерпретации.
Только 25% услышанного интерпретируется таким образом, каким это задумал автор. При восприятии речи на слух, внимательно слушает только 10% аудитории (в первые 5-10 минут).
1. слушать Х слышать
2. говорение и слушание развиваются не одновременно, это различные умения
3. Генетическая неспособность слышать может мешать слушать, но слушание – это более широкое понятие, главное - не физический процесс, а умственное обрабатывание информации.
4. Говорение не самый важный компонент речевой коммуникации, слушание важнее для учителя.
5. Слышать проще, чем слушать.
6. Слушание не непроизвольный рефлекс, непроизвольный рефлекс – слышать.
7. Люди каждый день слышат, но не всегда слушают, поэтому этому надо учиться.
8. Слушание – понимание слов говорящего и вывод слушающего.
9. Успех коммуникации зависит и от оратора, и от аудитории.
Типы слушателей зависят от:
- Пола: мужчины внимательнее, чем женщины
- Типа нервной системы и темперамента: более активные слушают 3-4 минуты и отключаются, сангвинники и флегматики более устойчивые к речи.
- Интеллектуальных способностей:
- Способность прогнозировать
- Способность запоминать
- Способность концетрироваться
- Активный словарный запас
- Уровня общей культуры
- Объективных факторов (шум, освещение, дисциплина и прочее)
Слушатели:
- Выключают говорящего и думают о посторонних вещах
- Слушают вполовину, воспринимают фрагментарно
- Без возражения воспринимают, воспитывают, но не анализирует. Послушали, записали, закрыли, забыли.
- Критический слушатель, изначально критическое мышление.
Эффемизм – замена неприличных слов или ситуаций нейтральными словами.
Эффективное слушание:
- Непринужденное корпоративное слушание, если кто-то совсем не согласен, затронуть авторитет, заставить аргументировать и прочие крайние меры, которыми возможно заинтересовать публику
- Образованный человек более внимательный, чем необразованный (читательский опыт, сильные филологические дети) – учим воспринимать текст, его проблемы, авторский замысел.
- Слушатель должен захотеть слушать – до начала слушания должна быть установка.
- Интересны слушания:
- Первичные (оценка)
- Вторичные (общие вопросы жизни общества: нравственные, этические законы)
Мотивировать слушателя можно затрагивая потребности по классификации Марлоу.
Н и НН в причастиях и глагольных прилагательных очень простая тема, которую способен понять даже ворд, так что с этим у нас проблем не будет, поэтому мы это быстренько разберем основные правила, а потом будем развлекаться с трудными случаями, там намного интересней.
Говорение
продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру:
1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слушателей и пр.) и т. д.
2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания.
3. Осуществление деятельности, т. е. процесса Г. Большую роль играет жестово-мимический код.
4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса Г., так и после него.
Продуктом Г. является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт Г. — это то, в чем объективируется, воплощается, материализуется все психологическое содержание деятельности Г., все условия протекания, а также особенности самого субъекта Г. Результатом Г. является ответное действие участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом Г. учителя является то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результатом Г. учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания.
Единицей деятельности Г. является речевое действие, входящее в структуру Г. или ее представляющее.
Психофизиологические механизмы Г.:
1) механизм репродукции, который обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу;
2) механизм выбора языковых средств, который зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д.;
3) механизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи, и ее новизна, и другие ее качества как продукта, и механизм конструирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка;
4) механизм упреждения, который может реализоваться в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать высказывание без длительных пауз между отдельными фразами. В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание;
5) механизм дискурсивное™ управляет процессом функционирования речевого высказывания.
Этот механизм позволяет:
а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели;
б) воспринимать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невербальное поведение) и принимать решения «на ходу»;
в) привлекать необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете Г., ситуации и т. п. Виды Г. — см. Общение.
Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие определенных задатков и способностей, таких, как отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей — основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.
Речевые жанры
Чтение
Чтение — это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.
Виды чтения:
Просмотровое чтение — получение при первичном ознакомлении с новым текстом самого общего представления о нём, о его теме, о круге рассматриваемых вопросов; прогнозирование общего содержания текста. Для получения такой информации иногда бывает достаточно познакомиться с оглавлением книги, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, предложения, графически выделенные в тексте ключевые слова и т.п. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п., чтобы понять в самых общих чертах, О ЧЁМ данный текст, а не ЧТО ИМЕННО сообщается по тому или иному вопросу.
Ознакомительное чтение — извлечение основной информации из текста. В отличие от просмотрового, при ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тому или иному вопросу. Таким образом, нужно выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно сообщается по данной проблеме.
Степень полноты понимания при ознакомительном чтении — не менее 70% содержащихся в тексте фактов, при условии, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Таким образом, понимание основной информации должно быть точным, а второстепенной — по крайней мере, неискажённым.
Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость — не менее 120 слов в минуту.
Изучающее чтение — максимально полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Данный вид чтения используется тогда, когда нужно понять текст до мельчайших подробностей. Объектом изучения пир этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Это тщательное, внимательное прочтение текста, который нужно осмыслить и запомнить на длительное время. Именно таким образом мы читаем то, что содержит жизненно важную информацию: письма, инструкции, учебные и научные материалы и т.д. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, символы) и т.п.
Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость — не ниже 50—60 слов в минуту.
Поисковое чтение — быстрое нахождение в тексте конкретных данных (слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т.д.). Подобные сведения читающий ищет, опираясь на представление о том, в каком месте текста может находиться эта информация и как она может быть графически представлена. Данный вид чтения лежит, например, в основе работы со справочной литературой, в том числе и с лингвистическими словарями разных видов.
Кроме указанных, выделяются разновидности каждого вида чтения.
Реферативное чтение — это разновидность изучающего чтения, при котором информационно-смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на последующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата.
Письмо
Письмо–процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки.
Структура письма
1) Предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста.
2) Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
3) Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.
4) Контроль осуществления деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
Мы рассмотрели продуцирующие типы деятельности, т. е. процессы создания текстов.
Топосы
В inventio включается также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности об источниках изобретения доводов и аргументов, выстроенных в иерархию. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов. Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами, или топосами (греч. topoi, лат. loci). В современной риторике они именуются также смысловыми моделями или схемами, а сам подраздел – топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы (Аристотель. Топика. О софистических опровержениях. Сочинения: в 4-х т. Т. 2. М., 1978). В риторике за время ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые тем не менее сводимы к определенному числу групп (классификация представлена на основе работ Л. Иванова).
1. Условия: Кто? Что?
Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т. д.
Пример: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; внутренняя архитектура компьютера (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети компьютеров, глобальная сеть и т. д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т. д.
2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего?
Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. д.
Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.
3. Условия: Где? Когда?
Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т. д.
Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры. Время возникновения: ХХ в. и т. д.
4. Условия: Зачем? Почему?
Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т. д.
Пример: почему возникли высокие технологии, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия информационных войн и т. д.
Составитель речи или текста может наполнять каждую группу мест сообразно собственным потребностям, исключая некоторые топосы либо добавляя новые. В своей работе составителю необходимо иметь в виду, что структура мест не тождественна структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная основа, позволяющая подбирать содержательное наполнение.
Методика распространения и обогащения найденного с помощью техники риторических мест содержания получила название риторической амплификации.
Письменные речевые жанры
Нормы:
- Этические – нарушение красоты, здравого смысла, эстетические
- Коммуникативные – модель речевой ситуации, кто - адресат, о чем - тем, с кем – адресант, где – место, когда, зачем и т.д..
- Речевые – отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, разговорных, профессионализмов (если не языковая школа), речевых ошибок
- Языковые
Правильность речи
– качество речи, в которой соблюдаются все языковые нормы речи:
- Орфоэпическая – ударения
- Норма произношение – акание, оглушение, озвончение и т.д.
- Словообразовательные – нет формы играться! Победю, мстю, висю
- Морфологические – ихний, помидоров
- Синтаксическая – по улице шли (использованы разные значения) трое (числительные собирательные относятся только к одушевленным): дождь и два студента; один – в пальто, второй – в метро (в одном предложение не может быть одного предлога в разных значениях). Управление, согласование и т.д.
- Стилистические – употребление слов, не соответствующих ситуации. «в виду отсутствия красной розы, жизнь принца была разбита»
Чистота речи
Правильная речь, где не используются:
- Варваризмы
- Диалектизмы
- Слова-паразиты
- Просторечия (када, шо)
- Арго (мата)
- Эвфемизмы (блин – женщина падшего поведения, ёшкин кот, йокарный бабай – мужчина, которого «изнасиловали»)
- Жаргонизмов
- Провессионализмов
- Канцеляризмов
Риторический канон, как путь от мысли к слову:
- Инвенция – изобретение темы
- Диспозиция – создание речи (сборка фактов и прочего)
- Элокуция – украшение речи, аргументация речи + музыка, картины, отрывки фильмов, презентации, схемы, писатели
- Меморио – запоминание речи
- Акцио – произнесение речи (интонация, паузы, руки, голос.)
Безопасность: