Виды имитации

Простаяканоническая

Реальная (точная) конечная бесконечная

Тональная

Преобразованная простой симметричные несимметричные

Ритмическая канон бесконечные каноны и

Свободная канонические секвенции

Канон – последовательная непрерывная имитация одного голоса другим (другими), имитация такт за тактом.

Метод сочинения канона такт за тактом

Бесконечный канон -

Канон, в котором тема постоянно возвращается к своему началу.

Каноническая секвенция – канон, в котором тема возвращается каждый раз на новой высоте

В симметричном каноне или каноне первого разряда (также в соответствующей канонической секвенции) ВРЕМЯ от вступления темы в исходном голосе до её повторения имитирующим голосом РАВНО ВРЕМЕНИ от начала проведения темы имитирующим голосом до её возврата в исходном голосе.

В несимметричном каноне или каноне второго разряда (также в соответствующей канонической секвенции) ВРЕМЯ от вступления темы в исходном голосе до её повторения имитирующим голосом МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ от начала проведения темы имитирующим голосом до её возврата в исходном голосе.

Метод сочинения симметричного бесконечного канона (первого разряда). Применение вертикально-подвижного контрапункта.

Метод сочинения канонической секвенции первого разряда:

При параллельном движении восхождение или нисхождение нередко соответствует направлению мотива.

Метод сочинения бесконечного канона второго разряда. Применение горизонтально-подвижного контрапункта: основной голос записывается дважды, второй голос сочиняется так, чтобы сочетаться с ним при вступлении в его разных точках; при этом верхний голос может корректироваться, но обязательно в обоих вариантах.

Правила тонального ответа:

1)если в начале темы есть У ступень, то в ответе она становится не 11, а 1.

2)если тема модулирует в доминанту, то в ответе тема (во второй части) опус кается на секунду и возвращается в тонику.

3)Если в начале темы есть У ступень и она модулирует в доминанту, то Ответ целиком опускается на секунду ниже (в субдоминанту) и приходит к тонике.

Сочинение канона

Простой канон (двухголосный) сочиняется такт за тактом. Тема исходного голоса после проведения переносится в имитирующий, а в исходном голосе сочиняется противосложение, которое затем переносится в имитирующий голос. И так далее.

Бесконечный канон

Симметричный

Тема исходного голоса переносится в имитирующий, а в исходном сочиняется противосложение. Далее тема возвращается в исходном голосе, а написанное противосложение переносится в имитирующий. Возникает вертикально-подвижной контрапункт.

При сочинении канонической секвенции тема с противосложением каждый раз возвращается на новой высоте.

Несимметричный канон и канонические секвенции второго разряда.

Несимметричный канон включает горизонтально-подвижной контрапункт

АВСДА

–АВСДА

АВС сочиняются такт за тактом, а

Д сочиняется такое, чтобы оно хорошо сочеталось и с С, и с А.

Свободный стиль.

Смена строгого стиля определяется утверждением функциональной гармонии в качестве глубинной основы музыки.

Функциональная гармония диктует следующее

- Отказ от натуральных ладов и создание темперированного строя.

- Мажор, минор и их унификация (гармонические разновидности разнятся на один звук – терцовый тон) приводит к использованию уменьшенных и увеличенных интервалов.

- Каждый фрагмент мелодии и каждое созвучие очерчивает определенную гармоническую функцию (через них она проявляется). Мелодические обороты и созвучия подчиняются функциональной последовательности ТСДТ или ТДТ.

Одноголосие тоже привязано к гармонии: мы подбираем гармонизацию мелодии, потому что мелодия её подразумевает.

- Возможны отклонения и модуляции, которые подчиняются следующему тональному плану: Т – Д (близкий отход), С (более далекая субдоминантовая сфера), обычно быстрое возвращение в Т.

- Отклонения и модуляции подразумевают хроматику. Возможны хроматические ходы.

- Свободное использование скачков в мелодии

- Использование различных видов фигураций.

- Смена гармонических функций диктует метр. (Разрешение на сильную и относительно-сильную долю, каданс – провозглашение тональности – на сильную.)

- Гармония структурирует музыкальную форму – закономерность чередования функций, включение отклонений, переходы в другие тональности требуют цезур и каденций.

- Тема обретает жанр: хорал, гимн, медитативная ария, ораторская риторика, танцевальность, моторика (в духе «перпетуум мобиле»). Отсюда разнообразие темпа, метра и ритма, фактуры.

Что из строгого стиля перешло в свободный

-Все приемы полифонического развития, утвержденные в строгом стиле, продолжают действовать – перестановка голосов относительно друг друга (вертикально- и горизонтально-подвижные контрапункты) и преобразования самих голосов.

- Правила пользования несовершенными консонансами , их преобладание и возможность удлинить параллельное движение.

- Правила пользования совершенными консонансами, их ограниченное использование. Запрет на параллельные и скрытые совершенные консонансы.

- Диссонанс обычно употребляется в окружении консонансов

- Разрешение диссонансов – септима любого аккорда разрешается только вниз.

- Использование неаккордовых звуков

Виды неаккордовых звуков

- с повторением звука приготовленное задержание. Новое – предъем.

- при поступенном движении – а) – проходящие, б) - вспомогательные

- новое – скачковые задержания и вспомогательные

ВСЕ неаккордовые звуки на сильных долях – разновидности задержания.

ВСЕ неаккордовые звуки на слабых долях – проходящие и вспомогательные

Все они могут быть диатоническими и – в новое время - хроматическими

Все могут быть в одном или нескольких голосах.

Общее правило использования неаккордовых звуков – нельзя делать неаккордовый звук к занятому звуку.

Наши рекомендации