Доказательность выступления
140. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: сравнительный анализ
141. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖЕСТОВ.
142. Требования к оформлению делового письма.
143. Риторика и неориторика
144. Современные технологии коммуникации.
145. Риторика и ее составляющие.
146. Риторика, этика, эстетика, наука.
147. «Риторика» Аристотеля.
148. Цицерон о риторике.
149. Речевая педагогика Квинтиллиана.
150. История развития русской риторики.
151. Риторика в Древней Руси.
152. Риторики петровской эпохи.
153. Риторики XVIII века.
154. Риторики первой половины XIX века.
155. Риторики второй половины XIX века.
156. Публичная речь и ее место в цивилизационном процессе.
157. Место риторики, культуры речи и стилистики в системе лингвистических дисциплин.
158. Устное публичное выступление и его особенности.
159. Требования к публичному выступлению.
160. Виды публичных выступлений.
161. Подготовка оратора к выступлению. Виды подготовки.
162. Концепция, структура и текст (конспект) выступления.
163. Принципы построения публичного выступления.
164. Оратор и аудитория.
165. Личность оратора.
166. Вербальные и невербальные слагаемые успешного выступления.
167. Субъективная и объективная оценка эффективности успешного выступления.
168. Понятие аргументации.
169. Цели и способы аргументации.
170. Общие правила и приемы эффективной аргументации.
171. Языковые и стилистические слагаемые успешного выступления.
172. Образность, изобразительность и усиление изобразительности в ходе публичного выступления.
173. Специфика публичных выступлений различных типов.
174. Протокольно-этикетные выступления.
175. Развлекательные выступления.
176. Информационное выступление.
177. Агитационное выступление.
178. Особенности аудитории и их учет оратором в ходе публичного выступления.
179. Однородность и разнородность аудитории.
180. Степень подготовленности и профессиональная направленность аудитории.
181. Возраст, пол и психологические особенности представителей аудитории.
182. Замысел (коммуникативная установка) ораторской речи и его структура.
183. Тезис. Аргументация. Демонстрация.
184. Виды целевых установок речи.
185. Ритуальная речь.
186. Провокационная речь.
187. Императивная речь.
188. Мотивация профессиональной речи.
189. Диалог, его теория и структура.
190. Эффективность и грамотность ведения диалога.
191. Управление через диалог.
192. Классификация диалогов по различным признакам.
193. Устное и письменное взаимодействие личностей, коллективов, сословий и этносов.
194. Средства массовой информации.
195. Письменная речь, ее стили и разновидности.
196. Коммуникация и коммуникативный процесс.
197. Модели коммуникации.
198. Теоретические и прикладные модели коммуникации.
199. Массовая коммуникация и ее средства.
200. Коммуникация в массовой культуре.
201. Пропагандистская (агитационная) компания.
202. Виды коммуникации.
203. Визуальная (очная) и заочная коммуникация.
204. Вербальная/невербальная коммуникация.
205. Понятие о коммуникативном пространстве и взаимодействии коммуникаций в нем.
206. Анализ различных видов массовой коммуникации.
207. Анализ агитационной коммуникации.
208. Анализ слухов.
209. Стратегия и тактика коммуникации.
210. Анализ авторских текстов политических лидеров.
211. Психологический анализ текстов.
212. Мотивационный анализ текстов.
213. Ролевой анализ текстов.
214. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз.
215. Понятие о коммуникативной кампании.
216. Взаимоотношения руководителя со СМИ и представителями СМИ.
217. Понятие о прикладных коммуникациях.
218. Коммуникация в рамках избирательной кампании.
219. Рекламная коммуникация.
220. Коммуникация в рамках принятия решения.
221. Международные (интернациональные) коммуникации.
222. Международные коммуникативные потоки.
223. Детерминация этнической специфики коммуникативного потока.
224. Основы межкультурной (межэтнической, межнациональной) коммуникации.
225. Понятие о речевом общении.
226. Речевая деятельность и ее аспекты: говорение, слушание, понимание, чтение, письмо.
227. Речевое поведение и его виды: официальное/неофициальное, публичное/непубличное.
228. Стили общения.
229. Ритуальное общение.
230. Манипулятивное общение.
231. Гуманистическое общение.
232. Речь и язык.
233. Текст и его особенности.
234. Формы реализации речи: внешняя/внутренняя, устная/ письменная.
235. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения.
236. Диалог.
237. Полилог.
238. Монолог.
239. Очное и заочное (опосредованное) речевое общение.
240. Понятие о стиле и жанре речи.
241. Жанры и стили устной речи.
242. Жанры и стили письменной речи.
243. Речь в средствах массовой информации.
244. Организация речевого материала.
245. Проблемы редактирования.
246. Культура речевого поведения: теория и практика, технология оптимизации речевой деятельности.
247. Адресант и адресат коммуникативного акта: распределение коммуникативных ролей.
248. Понятие коммуникативного контакта: критерии, ключевые факторы, мотивация.
249. Документационное обеспечение управления.
250. Понятие о деловой документации.
251. Оформление, составление и редактирование служебной документации.
252. Виды делового письма.
253. Структура договора.
254. Язык и логика права.
255. Культура речи юриста и ее специфика.
256. Функциональные разновидности юридической речи.
257. Специфика функционирования языковых единиц в речи юриста.
258. Юридические клише и штампы.
259. Культура делового разговора.
260. Речевая культура.
261. Логическая культура.
262. Психологическая культура.
263. Деловая беседа.
264. Переговоры.
265. Совещание.
266. Телефонный разговор.
267. Прием посетителей.
268. Понятие об имидже.
269. Речевой и поведенческий имидж.
270. Имидж и деловой этикет.
271. Тактика и стратегия поведения.
272. Основы положительной самопрезентации.
273. Формирование имиджа.
274. Технология проведения переговоров.
275. Переговоры и конфликт.
276. Предмет переговоров.
277. Фазы переговоров.
278. Стиль переговоров.
279. Речевая и поведенческая стратегии переговоров.
280. Виды переговоров.
281. Деловая презентация.
282. Планирование, структура и содержание презентации.
283. Место речевого и поведенческого стиля в структуре презентации.
284. Особенности публичного выступления в ходе презентации.
285. Эстетические качества речи. Звучащая речь и ее особенности.
286 Деловой этикет: личное и письменное общение.
287 Мастерство публичного выступления.
288 Этические нормы и речевой этикет.
289. Язык современной рекламы.
290 Язык эффективного общения современного человека.
291. Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения.
292 Точность и логичность речи.
293 Правильность речи: нормы ударения и грамматики.
294. Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной речи.
295 Проблемы языковой культуры в современном российском обществе.
296. Речевой официальный этикет. Условия, порядок общения.
297 Нормы этикета при письменном общении. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке.
298 Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
299 Способы словесного противоборства: эффектное сравнение, убийственный аргумент, контрвопрос, гневная отповедь, контрпример и др.
300 Речевое (языковое) манипулирование сознанием современного человека.
301 «Словесные шаблоны» для деловых бесед и переговоров.
302 Правила построения ораторской речи.
303Спор и его виды.
304. Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка.
305Язык и стиль выступлений ... (Демосфена, Цицерона, А.Ф. Кони, К.П. Победоносцева, С.А.Арсеньева, П.А. Столыпина, или другого известного оратора/политического деятеля/журналиста).
306 СМИ и культура речи.
307 Жаргоны и культура речи.
308Основные особенности разговорного стиля современного русского языка.
309 Светская беседа.
310 Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория.
311 Язык молодежи.
312Иностранные слова в современной речи: за и против.
313 Мужчина и женщина: особенности речевого общения.
Тематика рефератов с кратким комментарием
1. Основные понятия культуры речи.
Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи
2Литературный язык - основа культуры речи.
При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык - высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.
3.Основные признаки литературного языка.
Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка
4. Нормативность литературного языка.
Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.
5. Формы существования языка.
Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.
6.Языковые нормы русской речи.
В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.
7. Русский язык среди других языков мира.
Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.
8.Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
В этом реферате необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнесенность основных характеристик языка с культурными достижениями русского народа.
9.Современное состояние русского литературного языка.
Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития
10. Проблема экологии слова.
Прежде всего необходимо определиться с понятием чистоты речи на уровне орфоэпических норм и словоупотребления, выяснить оправданность; употребления языковых форм на стилистическом уровне.
11. Функциональные стили русского языка.
В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих
в определенной сфере человеческой деятельности.
12. Характеристика одного из функциональных стилей
русского языка.
В данной работе доминирующим положением должна быть характеристика стилей как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного, языка, с особенностями употребления и специфической организацией.
13 Основные характеристики письменной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.
14 Основные характеристики устной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.
15 Лексика ограниченного и неограниченного употребления.
Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования
16 Языковые особенности научной речи.
Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.
17 Средства выразительности речи.
Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств
18 Языковые особенности деловой речи.
Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).
19 Основные условия делового общения.
Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет
20 Виды делового общения.
К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.
21 Условия эффективного разговора.
В работе необходимо представить следующие условия: обоюдное желание вести разговор, удачно выбранная тема, общий язык.
22 Основные формулы речевого этикета.
Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы; нейтральные и официальные.
23 Невербальные средства общения.
Следует обратить внимание на особенности этих средств и их взаимодействие с вербальными (лингвистическими).
24 Служебная документация и правила ее оформления.
Реферат можно начать с характеристики официально-делового стиля русского языка, затем представить типы служебных документов.
25 Особенности языка рекламы.
Эти особенности связаны с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы.
26 Методика публичного выступления.
Представить виды публичных выступлений и слагаемые подготовки этих выступлений.
27 Основы полемического мастерства.
Определить виды полемики, а также вербальные и невербальные средства, обслуживающие полемические выступления.
28 «Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Древнеримский оратор Цицерон, 106-43 гг. до н.э.)
В работе следует представить все доказательства правомерности или неправомерности этого тезиса.
29 Культура дискутивно- полемической речи.
Спор: понятие и определение; историческая справка; спор как форма организации человеческого общения.
30 Культура научной и профессиональной речи.
Роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; терминология и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля, нормативность.
31 Характеристика литературного языка.
32 Публичная речь, ее особенности
33. Культура разговорной речи.
Понятие, особенности, стилистика; условия успешного общения; коммуникативные цели, речевые стратегии, тактика и приемы; жанры и этика речевого общения и этикетные формулы речи.
34.Культура ораторской речи.
Роды и виды ораторской речи; роль функциональных стилей; функционально-смысловые типы речи; подготовка речи и выступление.
35 Культура дискутивно- полемической речи. Спор: понятие и определение; историческая справка; спор как форма организации человеческого общения.
36 Культура научной и профессиональной речи.Роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; терминология и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля, нормативность.
37 Культура деловой речи.
Общая характеристика официально-деловой письменной и устной речи; языковые нормы.
38 Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура поведения и этические нормы общения, проявление категории вежливости в русском языке; социальные аспекты культуры речи.
39 Точность, ясность речи.
Точность словоупотребления; стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов; точность словоизменения и формообразования; ясность синтаксических конструкций.
40 Богатство речи.
Лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистические возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.
41 Правильность речи.
Лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.
42 Литературное произношение.
Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий.
Требования к реферату:
Объем: не менее 25 машинописных (набранных на компьютере) страниц; шрифт – 14, интервал 1,5.
Структура: титульный лист, план (простой или сложный), список литературы (не менее 5 источников).
Обязательный переход от анализа и комментария теоретического материала к примерам из практики (определение делового письма, виды делового письма, его место в системе документооборота, примеры (образцы) делового письма и их анализ).