Вопрос 44 Речевое поведение следователя в процессе деловых переговоров
Деловое общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы [1: 8]. Деловое общение традиционно разделяется на официальное общение, особенностями которого является строгий деловой язык, ограниченность тематики обсуждения и неофициальное общение, позволяющее не ограничиваться рамками тематики делового общения, способствующее расширению тематики, проявлению личного интереса к предмету общения и к собеседнику (деловому партнеру). Кроме этих основных видов делового общения можно выделить и другие: контактное (здесь и сейчас) и дистантное (там и потом), непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т.д.]. Деловое общение, как правило, проявляется в определенных формах:
- деловые беседы (переговоры, дискуссии, «круглые столы» и т.п.);
- деловые встречи (групповые или с глазу на глаз);
- брифинги;
- публичные выступления (сообщения, самопрезентации и т.п.);
- деловые завтраки, обеды, фуршеты;
- собеседования;
- общение через СМИ (по телефону, через Интернет, по электронной почте и т.п.).
Все они имеют как общие черты, так и свои особенности, и соответствуют определенной коммуникативной ситуации. Но при этом основной формой делового взаимодействия остается общение двух партнеров. В ходе такого тесного контакта каждый из них выполняет по очереди роли слушающего и говорящего. Уметь слушать очень важно, но умение говорить чисто определяет успех деловой встречи. Еще Марк Порций Катон говорил, что речь умеет и скрыть, и раскрыть человеческий облик. Речевое поведение человека – сложное явление, оно связано не только с личностными свойствами человека, но и с особенностями его воспитания, социальной и национальной средой, местом рождения и обучения.
Люди, не связанные с так называемой речевой профессией, затрудняются в выборе слов, чувствуют себя скованно, и даже частотой ошибок выдают тревогу, отсутствие самообладания и мастерства экспромта .
Речевое поведение определяется ролевыми ситуациями в жизни человека. Каждый человек, оказываясь в разных ролевых ситуациях, должен ориентироваться в обстановке общения, соответственно ситуации выбирать речевую манеру или речевое поведение. Образованность говорящего – постоянный признак речевого поведения. Речь должна соответствовать следующим требованиям:
1) правильность – соответствие принятым языковым нормам;
2) точность – соответствие мыслям говорящего;
3) логичность – соответствие законам логики;
4) простота – безыскусственность, естественность, отсутствие вульгарности, «красивостей слова»;
5) богатство – разнообразие языковых средств;
6) экспрессивность – выразительность, образность, эмоциональность, отсутствие в речи штампов;
7) чистота – отсутствие в речи нелитературных, вульгарных, жаргонных слов, а также слов, употребляемых без особой необходимости [1: 132-133].
Говоря об особенностях речевого поведения делового партнера, нельзя не упомянуть о целом ряде тактических уловок, приемов и хитростей, применяемых партнерами в практике делового общения: высказывания, способные вывести из равновесия, различные формы нажима, психологического давления. Партнер, который понял, что его собеседник избрал тактику уловок, обычно реагирует двумя способами. Первый способ состоит в том, чтобы смириться, не начинать с конфликта и не выходить на скандал. Второй тип реакции – ответить тем же. В этом случае начинается состязание, противостояние сторон, которое обычно заканчивается прекращением переговоров или конфликтом .
Иногда участники просто устают от противоборства, и у них возникает желание как-то уладить разногласия. На стадии разрешения конфликта возможны различные варианты развития событий. Стороны могут пойти на взаимные уступки. Сильная сторона может навязать более слабой условия прекращения конфликта. Конфликт может обернуться полным поражением одного из участников. Противоборство может принять затяжной характер и закончиться под давлением внешних обстоятельств [3: 134].
После конфликтная ситуация вносит новую расстановку сил, новые отношения и переоценку своих сил и возможностей. Но исходя из жизненно важного принципа «Предупрежден – значит вооружен!», следует уметь распознавать языковые и психологические уловки в процессе переговоров, совещаний, бесед и т.п., чтобы заведомо избежать конфликтных ситуаций.
Самыми характерными примерами уловок могут служить следующие приемы:
- использование непонятных слов, терминов, выражений делового жаргона. С одной стороны, это создает впечатление высокого уровня профессионализма и компетентности партнера, с другой стороны, может вызвать у партнера раздражение, отчуждение, а иногда даже заставить его выставить себя полным профаном и стать объектом насмешек. Поэтому человек, не понимающий термин, скорее предпочитает «набрать воды в рот», чем выказать свое невежество или же сделать вид, что понял и принял доводы партнера [2: 17];
- лестные обороты речи. Особенность этой уловки состоит в том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть ему, как много он может выиграть, если не будет упорствовать в своем несогласии [1: 144];
- «уход» от нежелательного обсуждения. Эта уловка подразумевает использование в речи ярких эпитетов и эмоциональных междометий, чтобы не отвечать на неудобный вопрос. Использование шутки тоже способ уйти от нежелательного обсуждения. Любой, даже очень «важный» человек боится диагноза – отсутствия чувства юмора [1: 146]. Ведь лучше отшутиться, чем, скажем, унизительно оправдываться;
- выжидание, или на жаргоне дипломатов, «салями». Этот прием означает медленное, постепенное приоткрывание своих намерений – оно похоже на нарезание колбасы тонкими кусочками [1: 146]. Такая уловка помогает выудить у партнера необходимую информацию и только потом представить свои предложения;
- повторение. Цель этой уловки «приучить» оппонента к какой-либо мысли. После неоднократного повторения даже самое бездоказательное утверждение объявляется очевидным; - ошарашивание скоростью обсуждения. При общении используется быстрый темп речи и оппонент не в состоянии переработать информацию. В этом случае быстро меняющийся поток доводов просто ошарашивает собеседника и вводит его в состояние дискомфорта [1:143].
Речевое поведение партера в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения, эмоционального состояния и т.п.
Для того чтобы деловые контакты были успешными и продуктивными, любое общение должно быть гибким, разнообразным, соответствующим каждому случаю.