Тема 10. Риторика в современном мире

Современный риторический идеал.Имидж оратора. Особенности современных речевых коммуникаций.

Синтетическая и аналитическая оценка публичного выступления.

Риторический анализ публичного выступления.

При составлении программы были использованы учебно-методические материалы, программы, учебные пособия, методические рекомендации и комментарии, подготовленные сотрудниками кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема семинара Количество часов
Судебное и политическое красноречие Античного мира.
Развитие риторических традиций в России.
3-4 Виды ораторского искусства. Судебное красноречие.
Этапы подготовки речи.
Законы и принципы современной общей риторики.
Приемы убеждения и воздействия Невербальные средства судебного оратора
Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
Искусство спора. Аргументирующая речь.
Основы техники речи судебного оратора.
20 часов

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. Тема 1. Семинар 1 «История античной риторики»

Формируемые компетенции:

1) способность анализировать тексты античных авторов,

2) способность ясно строить устную речь,

3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.

1. Риторическая разминка:

- артикуляционная;

- на постановку речевого дыхания.

2. Вопросы для обсуждения:

· Древнегреческая риторика эпохи расцвета.

· Судебная система Афин и становление судебного красноречия.

· Красноречие в республиканском Риме и Римской империи.

· Античный риторический идеал.

3. Практическая работа

Анализ речей античных ораторов по плану риторического анализа текста (Горгий «Похвала Елене», Демосфен «Против Филиппа», Цицерон «Против Луция Сергия Катилины»- см. Приложение 2)

4. Домашнее задание (письменное):

1) Составьте таблицу по предложенному образцу (не менее 5 ораторов).

«Античные ораторы»

  Оратор, годы жизни, биографические данные Теоретические труды, речи Вклад в риторику
1.
2.

2) Выпишите из разных источников определения риторики, проанализируйте их, найдите общее и отличия.

5. Литература:

Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Риторика. Учебное пособие для студентов юридических факультетов. М.: Юрайт, 2011.

Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1995.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.

Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать.-М.,2002.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 255 с.*

Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989.*

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988.

Кузнецов И.Н. Риторика.- Мн.: Амалфея, 2000.- 464 с.*

Рождественский Ю.В. Теория риторики.-М.,1999.

Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Учебно-методическое пособие. - М., РАП, 2007.-118 с.*

Раздел I.Тема 2. Семинар 2:«Развитие риторических традиций в России»

Формируемые компетенции:

1) способность анализировать тексты русских ораторов,

2) способность ясно строить устную речь,

3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.

1. Артикуляционная гимнастика (работа со скороговорками)

1)Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2)Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

3)Протокол протоколом запротоколировали.

4)Провокаторы притворяются пропагандистами.
Трудно представить в пропагандисте провокатора.

5) Дефрагментатор дефрагментировал,

Дефрагментировал да не выдефрагментировал.

6) Разнервничавшегося конституционалиста обнаружили акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

2. Вопросы для обсуждения:

· Основные риторические положения М.В.Ломоносова, Н.Ф. Кошанского и других представителей российской риторической школы.

· Расцвет и кризис риторики XIX века.

· Традиции древнерусского красноречия, древнерусский риторический идеал и современность.

Практическое задание:

Сделайте сообщение (3-5 минут) о деятельности одного из авторов учебников по риторике XIX века (Галич А.И., Греч Н.И., Сперанский М.М., Зеленецкий К.П., Кошанский Н.Ф).

3. Литература:

Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика».-М., 1998.

Издания, имеющиеся в фондах библиотеки Российской академии правосудия.

Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учеб. пособие.- М.: Высшая школа, 2003.- 397 с.

Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие / В.И. Аннушкин.-2 изд.-М.: Флинта: Наука, 2008.-224 с.

Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. - М., 1991.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи.-М., 2002.*

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.,2001.

Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. - М., 1991.

Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1995.

Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия.-М., 1991.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.

Рождественский Ю.В. Теория риторики.-М.,1999.

Раздел I. Тема 3. Семинар 3.:« Виды ораторского искусства. Судебное красноречие»

Формируемые компетенции:

1) способность анализировать тексты русских судебных ораторов,

2) способность ясно строить устную речь,

3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.

1. Риторическая разминка

- Работа над фонационным дыханием с использованием текста стихотворения С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек».

- Выучите наизусть басню, приготовьтесь выступить с ней перед аудиторией.(Пример басни см. в Приложении 3).

2. Вопросы для обсуждения:

· Роды и виды красноречия.

· Общая характеристика судебного красноречия.

· Вклад в риторику выдающихся судебных ораторов второй половины XIX века А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, С.А. Андреевского, П.С. Пороховщикова, В.Д. Спасовича, Н.И.Холева и др.

3. Практические задания

Сделайте риторический анализ одной из судебных речей, приготовьтесь выступить публично. (План риторического анализа текста см. в Приложении 2)

Наши рекомендации