Практическое занятие 9. Письменные жанры профессионального общения
1. Дыхательный, артикуляционный, голосовой тренинг (10-12 мин.). Проводят и оценивают студенты.
2. Тесты на грамматические и орфоэпические нормы (7-10 мин.). Проводят и оценивают студенты.
3. Вопросы к теме:
1. Письменные жанры общения в деятельности учителя.
2. Функция и структура аннотации, отзыва и рецензии, реферата, биографии и автобиографии, характеристики лица, отчета, письма и др.
3. Речевые клише
Основная литература:
1. Десяева Н.Д. Педагогическая риторика. Учебник. М.: Академия, 2012. С. 167-177.
2. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие / под ред. Н.А.Иполлитовой. М.: "Прометей", 2011. С.81-87, 218-225, . URL: http://www.biblioclub.ru/book/105794/
3. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. Статьи Аннотация, пндагогическая характеристика, доклад, отчет, письме, реферат, лекция, конспект, конспектирование, докладная записка. М., 1998.
Практическое задание (письменно):
1. На основе прочитанной литературы структурируйте знания относительно письменных жанров педагогического общения. Данные занесите в таблицу. Оформите письменный отчет.
Жанр | Функции | Структура | Речевые клише |
Аннотация | |||
Отзыв, рецензия | |||
Реферат | |||
Биография | |||
Автобиография | |||
Хараткеристика лица | |||
Отчет | |||
Письмо | |||
Докладная записка | |||
Протокол | |||
Расписка | |||
Заявление |
2. Напишите развернутую аннотацию на одну из книг:
· Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.; Нальчик, 1996.
· Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
· Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.
· Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1996.
· Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
Практическое занятие 10. Устные профессионально-значимые высказывания учителя
1. Дыхательный, артикуляционный, голосовой тренинг (10-12 мин.). Проводят и оценивают студенты.
2. Тесты на грамматические и орфоэпические нормы (7-10 мин.). Проводят и оценивают студенты.
3. Вопросы к теме:
1. Устные жанры общения в деятельности учителя.
2. Функции и специфика оценочного высказывания
3. Педагогический диалог в учебной деятельности
4. Функции и специфика объяснительного монолога
5. Функции и специфика обобщающей речи
6. Функции и специфика доклада
Основная литература:
1. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие 4-е издание, стереотип. М.: Флинта, 2011. С. 251-287. URL: http://www.biblioclub.ru/book/83537/
2. Голуб И. Б. Русская риторика и культура речи. Учебное пособие. М.: Логос, 2011. С. 313-319. http://www.biblioclub.ru/book/84998/
3. Десяева Н.Д. Педагогическая риторика. Учебник. М.: Академия, 2012. С. .
4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие / под ред. Н.А.Иполлитовой. М.: "Прометей", 2011. С. 40-81, 192-218, 225-251. URL: http://www.biblioclub.ru/book/105794/
5. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. Статьи Педагогический диалог, объяснительная речь, обощающая речь, доклад. М., 1998.
Практическое задание (письменно):
1. На основе прочитанной литературы структурируйте знания относительно устных высказываний в педагогическом общении. Данные занесите в таблицу. Оформите письменный отчет.
Устные высказывания в педагогическом общении
Высказывание | Функции | Свойства, характеристики | Коммуникативные ситуации в педагогическом дискурсе |
Оценочное высказывание | |||
Педагогический диалог | |||
Объяснительный монолог | |||
Обощающая речь | |||
Доклад |
2. Сформулируйте несколько вариантов речевых клише различных этикетных жанров. Данные занесите в таблицу. Оформите письменный отчет.
Этикетные устные жанры