Особенности полифонии в ХХ в
После господства классической функциональной системы (ТСД) и радикальной смены гармонического языка полифония снова занимает ведущие позиции.
С.И.Танеев возвестил ХХ век как век полифонии. Он написал «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906), «Учение о каноне» (90-е – 1915).
Конструктивный потенциал полифонических средств оказался востребованным в связи с разрушением функциональных связей в гармонии.
Неоклассицизм – обращение к старинным жанрам и формам в системе современного языка. Его величайшие представители - Стравинский, Хиндемит.
Появление обновленных полифонических форм:
Фуга. Тональный план (при разных звуковысотных системах) и интервалы вступления голосов становятся свободными. Таковы циклы Прелюдий и фуг Хиндемита, Шостаковича, Щедрина.
Композиции усложняются. Возникают двойные и тройные фуги с многоэтажными стретто. (Вторая часть Симфонии псалмов Стравинского, Первая часть музыки для струнных, ударных и челесты Бартока).
Также двойные каноны с ракоходами и другими преобразованиями.
Формы бассо остинато – Хиндемит, Стравинский, Шостакович, Щедрин, Прокофьев (например, пьеса «Наваждение»).
Магистральные пути развития гармонического языка в ХХ веке связаны с двумя явлениями
– усложнением ладогармонических структур и
тотальной хроматизацией.
Первое характеризует Неомодальность
– возвращение к старинным ладам и создание особых ладов (Белая фуга До мажор Шостаковича), в частности, симметричных (Мессиан),
- возможности одновременного использования разных ладов в разных голосах (полимелодическая фактура, ладовая автономия голосов).
Тяготение к различным «поли» - полифункциональность, полиладовость, политональность, полиритмия, полижанровость, полистилистика – типично для музыки ХХ века. Различные «поли» реализуются тематическим, фактурным, тембровым контрастом, образуя нередко, так называемую, полифонию слоев (например, в «Русских сказках» Н.Сидельникова «Высоко на небе журавли летят»). Они многократно усиливают самостоятельность полифонических голосов в полифонии (ладотональный и тембровый контраст в фуге «Симфонии псалмов» Стравинского).
Второе – додекафония и серия
Тотальная хроматизация привела к атональности. Додекафония возникла как особая организация двенадцатитоновой системы.
Серия – индивидуально избранная последовательность 12-ти (или менее) неповторяющихся звуков, характеризующаяся определенными интонационными особенностями. Она - основа сочинения
Серии бывают тональные и атональные, симметричные и асимметричные. . Серийная техника композиции обращается к контрапунктическим приемам Строгого письма. Четыре основных формы серии: прима, инверсия, ракоход, ракоходная инверсия. Производные формы серии: пермутация, ротация, интерполяция. Основные способы изложения серии: горизонтальный, вертикальный, смешанный. Приемы развития додекафонных структур - фактурный, ритмический, интонационный, гармонический.
Г.С. Алфеевская