Монодия
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА КУРСА
Понятие полифонии. Полифония и гомофония
Многоголосие, в котором сочетаются два или более мелодически самостоятельных голоса.
Главенство мелодического начала в голосах; господство горизонтали, интервалы между голосами – результат (при этом преобладание консонансов на акцентируемых долях).
Самостоятельность не абсолютна, ибо нередко есть главный голос, с которым координируются другие голоса.
Для полифонии характерна текучесть изложения (обычно нет относительно замкнутых построений, особенно квадратных).
Равноправие голосов: музыкальное содержание распределяется между ними (тема в фуге проходит во всех голосах)
Монодия, гетерофония, строгий стиль, полифония Баха и Генделя и многое из более поздней полифонии – музыка «в прозе», она органически неквадратная. Гомофония – музыка в стихах, квадратная, а её неквадратность – производная (расширение и дополнение).
В отличие от полифонии, в гомофонии -
Мелодия – главный голос, остальные голоса – сопровождающие.
Гомофония утвердилась вместе с классической функциональной гармонией. Определенная последовательность функций приводит к преобладанию квадратных построений. Мелодия, изложенная одноголосно, подразумевает определенную гармоническую последовательность (подбор сопровождения).
Мелодия царствует, но не управляет. Управляет гармония
На одну гармоническую последовательность можно положить разные мелодии: задачи на бас, Бах-Гуно Аве Мария.
.
Виды гомофонного изложения. (См. Полифонию М.И. Ройтерштейна).
1.Одноголосие или унисон (подразумевает гармонию)
2. Аккордовое или хоральное изложение.
3. Ритмическое несовпадение мелодии и сопровождения:
а)У мелодии больше звуков, чем сменяющихся аккордов; она часто включает неаккордовые звуки.
б)У мелодии меньше звуков, чем сменяющихся аккордов; – происходит их перегармонизация. Прелюдия Шопена Ре-бемоль мажор.
в)В зависимости от жанра сопровождение представлено в виде гармонических, мелодико-гармонических и ритмических фигураций, альбертиевых басов, определенных фигур (бас – аккорд)
2.Полифония в историческом плане
Монодия
11 - Полифония
Полифония Средневековья - гетерофония 1Х-Х1Увв.
Полифония строгого письма эпохи Возрождения ХУ-ХУ1 вв.
Полифония эпохи барокко. Бах, Гендель, ХУ11- 1 половины ХУ111вв.
Господство гомофонии
Полифония у венских классиков 2 половина ХУ111-начало Х1Х
Полифония у романтиков
1У - Господство полифонии
Полифония в музыке ХХ века
Монодия
– одноголосие, не подразумевающее гармонического сопровождения. В основе натуральный строй, натуральные лады.
Лад – система мелодических оборотов, выстроенных в звукоряд. Поэтому ладов много. В натуральном ладу и, соответственно в монодии, нет единой тоники. Главные звуки: начальный, конечный, самый высокий и часто употребляемый (вроде примарного тона).
Образец монодии – григорианский хорал. Папа Григорий (590-604)- собрал литургические напевы в антифонарий и канонизировал их.
Григорианский хорал стал композиционной основой многих полифонических произведений Х111-перв.пол. ХУ111 в. С ХУ века. Он стал в них основным голосом – кантус фирмус (прочный напев). Кантус фирмус обычно проходит в теноре крупными длительностями. Кроме григорианского хорала, в роли прочного напева выступали такие популярные песни, как Ломе арме, Комме фемме и др. С ХУ11в. место григорианского хорала занял протестантский.