Судебное и академическое красноречие 19 века: А. Кони, Ф. Плевако, В. Спасович, А. Урусов, Н. Карабчевский, П. Александров, С. Андреевский
Тема: Античный риторический идеал
Цель: сформировать представление о древнегреческом и древнеримском риторическом идеале.
Понятие риторического идеала. Риторика как мастерство и искусство красноречия. Значение риторики в общественно-политической жизни Древней Греции и Древнего Рима. Основные виды ораторской прозы. Софисты - первые учителя риторики: Гиппий, Горгий, Лисий, Протагор. Старшие и младшие софисты, система риторических взглядов. Два подхода к пониманию предмета риторики в Древней Греции. Риторический идеал Сократа и Платона. Знаменитые ораторы Демосфен, Исократ. Школа Исократа. «Риторика» Аристотеля.
Характерные черты римского красноречия. Риторика как теория красноречия и как популярное изъяснение основ рабовладельческого общества. Два стиля римского красноречия, представители. Пять важнейших составных частей риторики: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, произнесение. Теоретические труды по риторике Цицерона, Квинтилиана. Схема риторического канона.
Вопросы:
1. Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.?
2. В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства? Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики?
3. В чем различие двух стилей римского красноречия: аттицизма и азианизма?
4. Какова риторическая концепция Цицерона?
5. Какие риторические идеи Цицерона получили развитие у Квинтилиана?
Задания
1. Составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.
Аристотель. Риторика
Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно – то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.
Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что – нибудь из двух: обвиняют, или оправдываются.
Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего……. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривается, отклоняясь от худшего; остальные соображения, как – то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.
2. Сделайте конспект отрывка из трактата Цицерон «Оратор».
Цицерон. Оратор
Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…
«Что сказать»: нахождение. Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во – вторых, как его определить и, в – третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий – понятиями о правоте и неправоте…
«Где сказать»: расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.
«Как сказать»: Одним по сердцу текучая округлость слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками…Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова.
«Произнесение»: Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах…Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и ненамного, выступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
Литература:
1. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика/ Отв. ред. М.Л. Гаспаров. – М., 1991.
2. Античные риторики. – М., 1978.
3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. –М.,1991.
4. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Биографический очерк Е. Орлова. – СПб, 1898; То же. Репринт. – М., 1991.
5. Грималь Пьер. Цицерон. – М., 1991.
6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон: Жизнеописание. – М., 1977.
7. Ораторы Греции. – М.: Худож. лит., 1985 – 495 с.
8. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высш. Шк.,1983.
9. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема:История развития риторики на Руси
Цель: рассмотреть особенности древнерусской речевого поведения, этапы развития русской риторики.
Древнерусский риторический идеал. Этикет как составляющая речевого поведения в Древней Руси. Основные значения слова риторика. Научная терминология: оратор, витий, ритор – ретор, риторика – реторика – витийство.
Этапы развития риторики. Сведения о риторике на Руси до 17 века, четыре локальных ареала. Культурные центры по созданию риторики. Первые риторики Макария, Усачева, Лихуды. Риторика протопопа Аввакума. Утверждение риторики как учения, воздействующего на общественно – речевую практику. Значение риторики Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Смена представлений о стиле и содержании хорошей речи, ее основных качествах и свойствах.
Послеломоносовский период. «Краткое руководство к ораторам российским» (1778) А. Серебрянникова. Значение деятельности М.М. Сперанского, И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.С.Никольского. 19 век – расцвет риторики и начало критического отношения к риторике. Сужение предмета риторики. Мнение В. Белинского о риторике.
Судебное и академическое красноречие 19 века: А. Кони, Ф. Плевако, В. Спасович, А. Урусов, Н. Карабчевский, П. Александров, С. Андреевский.
Вопросы:
1. В чем заключаются особенности древнерусского риторического идеала?
2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития риторики на Руси.
3. В чем заключается значение риторики М. Ломоносова?
4. Раскройте особенности учебников по риторике М.М. Сперанского, И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.С.Никольского.
5. В чем причины кризиса риторики?
6. Общая характеристика плеяды русских юристов 19 века. Какие социальные явления способствовали этому явлению. Расскажите об одном из юристов второй половины 19 века.
7. Академическое красноречие 19 века: Ключевский, Буслаев, Грановский, Погодин и др.
Литература:
1. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. – М.: Высш. Школа, 2003.
2. Вомперский В.П. Риторики в России 17 – 18 вв. - М.,1988.
3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.,1989.
4. Красноречие Древней Руси (ХI – ХVII вв.). – М., 1987.
5. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы ХI – ХVII веков// Избранные работы: В 3 т. Т.1. – Л., 1987.
6. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия: Краткое руководство к красноречию // Полное собрание сочинений: В 11 т. Т.7. – М., 1952.
7. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. – СПб.: Пушкинский фонд, 2001.
8. Сергеич П. Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 1998.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Красноречие ХХ века
Цель: подготовить презентации о русских политических ораторах начала ХХ века, показать особенности советской речевой культуры.
Политическое красноречие ХХ века: общая характеристика. Искусственное пресечение традиций обучения риторики в России в 20-е годы XX века.
Портреты российских ораторов начала ХХ века: В. Маклаков, Ф. Родичев, П. Милюков, А. Керенский, Луначарский, Л. Троцкий, В. Ленин, А. Коллонтай и др. Советская словесная культура: образ ритора. Константные и переменные характеристики.
Задания
1. Составить презентацию «Я – политический деятель» на 3 минуты о каком – либо из ораторов начала ХХ века, используя прием идентификации.
2. Доклад по книге Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 212 с. Гл.2. – 3.
Вопросы:
1. Какие основные процессы происходят в риторике в начале ХХ века?
2. С чем связано исключение риторики из школьного и вузовского образования в 20-е годы ХХ века?
3. Какие константные и переменные характеристики образа советского политического оратора выделяет А. Романенко?
4. Какие существенные отличия между образом Ритора 1 и Ритора2?
5. Находят ли в настоящее время воплощение качества Ритора 2?
Литература:
1. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. т.1. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. 272 с.
2. Набоков В.Д. Из-под маски актера // Слово. №7. 1990.
3. Оболенский В.А. Моя жизнь. Мои современники. М., 1988
4. Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
5. Слово - №7 – 1990.
6. Слово - №8 – 1991.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Искусство спора и искусство пафоса (коллоквиум)
Цель: обсудить правила спора, разработанные Пороховщиковым П.С.; способы и приемы создания эмоциональности речи; научиться использовать метафорические модели и фреймы.
Вопросы:
1. Каковы основные элементы судебного спора?
2. Какие аргументы выделяют в доказательстве на доречевом этапе? Перечислите правила доказательства.
3. Каких правил необходимо придерживаться в опровержении?
4. Назовите приемы усиления мысли.
5. Каковы условия истинного пафоса? В чем заключается пафос фактов?
6. Какие существуют способы передачи настроения.
7. Перечислите функции метафоры. Каковы разновидности коммуникативной функции?
8. Что такое метафорическая модель. Объясните различия между фреймом, слотом и концептом.
9. Какие четыре основные сферы выделяются при классификации метафорических моделей? Приведите примеры моделей.
Задания
Подготовить конспекты по книгам: Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Гл. 7. Искусство спора на суде, Гл.8. § Искусство пафоса, § Пафос фактов; Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006. Гл. 6. Метафора в политической коммуникации (с.122 – 148).
Литература:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. М.: Юридическая литература, 1960. 372 с.;
2. Сергеич П. Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 1998.
3. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006. 256 с.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Образ современного оратора
Цель: сформулировать навыки анализа образа оратора, определить составляющие речевого имиджа, акцентировать внимание на образе современного оратора-юриста, научить применять схему оценки речи, научиться различать стратегии убеждения и манипуляции.
Образ оратора. Качества, необходимые для современного оратора. Речевой имидж: зрительное восприятие, слуховое восприятие, содержание речи, техника общения. Схема оценки качеств выступающего на основе зрительного и слухового восприятия. Культура речи современного оратора.
Вопросы:
1. Чем можно объяснить повышенное внимание современных политиков и журналистов к форме своей речи, к использованию разнообразных выразительных средств?
2. В свое время М. Ломоносов настойчиво предостерегал от смешения «штилей», т.е. совмещения в пределах одного текста «высокой» и «низкой» лексики. Почему современные политики и журналисты пренебрегают этим предостережением и используют в политических текстах интерстилевое тонирование. Насколько это приемлемо для оратора-юриста?
3. Швейцарский лингвист П. Серио назвал советский политический язык «деревянным», т.к. он стандартизован, сопротивляется всему новому. Насколько данная метафора соотносима с современным политическим, юридическим языком.
4. Насколько обоснованны представления о том, что современный политический язык лучше или хуже, чем политический язык советской эпохи?
5. Чем можно объяснить столь широкое использование криминальных образов в современной российской политической коммуникации.
Задания
1. Подготовьте речь- размышление «Портрет современного ритора» на 3 минуты, соблюдайте композиционные части (вступление – основная часть – заключение), конкретизируйте тезисы, приведите примеры.
2. Проанализируйте речь какого-либо известного оратора в соответствии с приведенными ниже критериями.
Критерии оценки речей
Аспекты | Возможные ситуации | Баллы |
Интерпретация фактов | а) удачная интерпретация | |
б) не вполне удачная {не все факты освещены полно, объективно) | ||
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято) | ||
Количество аргументов | а) аргументы содержатся в достаточном количестве | |
б) в недостаточном количестве | ||
в) в излишнем количестве | ||
г) аргументов по существу нет | ||
Характер аргументов | а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.) | |
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.) | ||
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные) | ||
Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) | а), использование аргументов разных типов | |
б) типовое однообразие аргументов | ||
Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) | а) заметная ориентация на всю аудиторию | |
б) ориентация только на часть аудитории | ||
в) отсутствие ориентации | ||
Композиционная (структурная) сторона речи | а) композиция четкая (хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны | |
речи | б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой) | |
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить) | ||
Выразительность речи | а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды | |
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое число фигур речи немногих типов; периоды не используются | ||
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют | ||
Ортологичес кая сторона речи | а) ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п. | |
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер | ||
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более) | ||
Подготовленность речи | а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна) | |
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.) | ||
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.). | ||
Соблюдение правил произнесения речи | а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.) | |
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна | ||
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них | ||
Реакция выступающе го на поведение аудитории | а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам | |
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль. |
2. Доклад по книге Бредемайера К. Черная риторика. Власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 224 с.
Литература:
1. Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.
2. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006.
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Чувство аудитории, или коммуникативность речи
Цель: дать общее представление о средствах достижения коммуникативности речи, научиться составлять социальный портрет аудитории, отработать способы имитации разговорной речи, определить мелодику речи, интенсивность речи, темп речи, тембр речи, дикцию.
Средства достижения коммуникативности речи: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. Имитация разговорной речи создает ощущение непосредственного общения, общения естественного. Способы достижения разговорности речи: использование обращений, личных местоимений 1 и 2 лица, короткие фразы, замена причастных и деепричастных оборотов простыми предложениями, разрушение цепочки родительного падежа, использование вопросительного единства, отсутствие официально – деловых фраз, канцеляризмов. Взгляд как важное средство создания эффективного коммуникативного сотрудничества. Составные элементы интонации: мелодика, интенсивность, темп, тембр речи.
Вопросы:
1. Как добиться разговорности речи при публичном выступлении?
2. В чем заключается голосовой и зрительный контакт оратора с аудиторией?
3. Что такое интонация? Каковы ее акустические компоненты?
4. Языковые средства речевого мастерства?
Задания
Выберете отрывок (100 - 120 знаков) из текста научно-популярного, публицистического стиля. Подготовьте его для выступления, используя способы имитации разговорной речи. Предварительно составьте социальный портрет аудитории.
Таблица «Социальный портрет аудитории»
Социальный портрет слушателя | Элементы публичного выступления |
1. Социальная роль собеседника Руководитель, коллега, друг, сосед | Обращение, стилистическая окраска слов |
2. Количество человек в аудитории | Громкость речи, интонация, темп речи, пространство между аудиторией и оратором Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию. |
3. Возраст слушателей | Примеры, подбор слов |
4. Интересы аудитории или личные особенности собеседника. Что вас сближает? | Тема речи |
5. Почему и зачем люди собрались, встретились? | Тип речи по цели: развлекательная, торжественная, информирующая, убеждающая |
Литература:
1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 1999.
2. Михайличенко Н.А. Риторика. – М, 1994.
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М., 2000. –гл.2
4. Прокуровская Н.А., Болдырева Г.Ф., Соловей Л.В. Как подготовить ритора. – Ижевск, 1994.
ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Основы мастерства публичного выступления
Цель: сформировать навыки определения темы речи, общей и конкретной цели, отработать навыки составления развлекательной, информирующей, воодушевляющей и призывающей к действию речи.
Подготовка устного выступления – залог его успеха. Определение темы и целевой установки. Подбор материала, записи. Виды подготовки к выступлению. Правило «4П»: планирование, подготовку, практику, представление.
Основные принципы расположения содержания в публичной речи, функции каждой части. Логические, психологические основы речи. Структура публичного выступления: вступление, основная часть, заключение. Задачи выступающего в каждой части. Этикетные речевые формулы, их функции, «зацепляющие крючки»: случай из жизни, парадокс, неожиданный вопрос, анекдот и т. п. Закон края речи. Приемы, стимулирующие внимание и интерес: остранение, создание проблемной ситуации, драматизация монолога, прием сравнения, сопоставление, тайна занимательности и т.п. «Цветы красноречия».
Вопросы:
1. В чем заключаются особенности публичного выступления?
2. Классификация речей в зависимости от целевой установки речи. Соотношение рода речи и ее целевой установки.
3. Подготовка речи. Как определить и сформулировать конкретную цель? Что называется сверхзадачей речи?
4. Назовите этапы античного риторического канона, раскройте каждый из них.
5. Что необходимо учитывать при выборе темы речи? Как подбирать материал?
6. Что называют «Цветами красноречия»?
Задания
Подготовьте информирующую речь на 3 минуты, соблюдайте правила построения композиции речи.