Афоризмы для составления текстов-рассуждений
1 .Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.(Василий Великий)
2.Молчание- золото.
3. Молчанием предается Бог.
4. Бессмертие есть цель человеческой жизни. (Н.Ф.Кошанский)
5. Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения
6. В споре часто побеждают дерзость и красноречие, но не истина. (Менандр)
7. Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. (Н.М.Карамзин).
8. Закон – это немой судья, а судья – говорящий закон.
9. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше.
10. Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал.
11.Стиль- это человек.
12. Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней.
13. Для того, чтобы творить справедливость, нужно знать очень немного, а для того же, чтобы на полном основании творить несправедливость, нужно основательно изучить право. ( Лихтенберг).
14. Война – это преступление, которое не искупается победой.
15. Высший суд – суд совести.
4. Домашнее задание:
Подготовьте вопросы, связанные с особенностями подготовки судебной речи. Возьмите интервью у судебного оратора.
5. Литература:
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.
Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать.-М.,2002.
Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция.-М., 1992.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи.-М., 2002.*
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М.,2001.
Педагогическая риторика: Учебное пособие./ Под ред. Н.А. Ипполитовой.-М., 2001.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд.2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской: сост. А.А.Князьков. М., 1998.
Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.,1999.
Стернин И.А. Практическая риторика. - М.,2003.
Раздел II. Тема 5. Семинар 6: «Законы и принципы современной риторики»
Формируемые компетенции:
1) способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)»;
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1.Риторическая разминка:
- Произнесите экспромтом 3-4 минутную речь на заданную преподавателем тему;
- Выступление со стихотворным текстом.
2.Вопросы для обсуждения:
· Основные законы современной общей риторики
· Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого поведения.
· Закон продвижения и ориентации адресата.
· Основные коммуникативные принципы и приемы развития коммуникативности.
3.Практическое задание:
Выучите наизусть фрагмент судебной речи (от 10 предложений), приготовьтесь выступить с ним перед аудиторией.(Пример фрагмента см. в Приложении 3).
Раздел II. Тема 6. Семинар 7: «Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства оратора»
Формируемые компетенции:
1) способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Составление мини-речи с использованием афоризма.
2. Вопросы для обсуждения:
· Приемы развития коммуникативности (самоубеждение, самоанализ, самоконтроль).
· Общие принципы и приемы управления вниманием аудитории. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.
· Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические.
3.Практическое задание
· Приготовьте выступление с презентацией «Невербальные средства судебного оратора », «Особенности невербального поведения в суде» и т.д.
4. Литература:
Волков А.А. Основы русской риторики.-М., 1995.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.
Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия. - М., 1991.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.
Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать.-М.,2002.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов. - М., 1998.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
Педагогическая риторика: Учебное пособие./ Под ред. Н.А.Ипполитовой. - М., 2001.
Стернин И.А. Практическая риторика. - М.,2003.
Раздел II. Тема 7. Семинар 8: «Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли»
Формируемые компетенции:
1) способность вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми;
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Составление мини-речи с использованием афоризма.
2. Вопросы для обсуждения:
· Речевое событие как основная единица речевого общения. Речевое действие. Анализ речевых действий.
· Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Требования к образу и поведению говорящего.
· Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и речевые роли юриста.
3. Литература:
Волков А.А. Основы русской риторики.-М., 1995.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.-М., 1988.
Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия.-М., 1991.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.
Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать.-М.,2002.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления.-М., 1988.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов.-М., 1998.
Леонтьев А.А. Психология общения.-М., 1997.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.,2001.
Стернин И.А. Практическая риторика.-М.,2003.
Раздел II. Тема 8. Семинар 9: «Искусство спора. Аргументирующая речь»
Формируемые компетенции:
1)способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Работа над интонационным рисунком речи.
Необходимо произносить нейтральную речевую структуру (например, «На территорию России пришла весна» или «Я буду ждать Вас в 2 часа дня») со следующей интонацией:
o радости;
o изумления;
o иронии;
o горя;
o возмущения;
o категорического требования;
o приказа;
o заветного желания;
o просьбы;
o угрозы;
o интриги.
2.Вопросы для обсуждения
· Основные виды спора (дискуссия, полемика, диспут) и виды обсуждения проблемы (дебаты, прения).
· Функции и разновидности аргументирующей речи.
· Специфика риторической аргументации.
· Работа с аргументами и их расположение.
3.Практические задания
Сделайте риторический анализ одной из речей, изменивших ход истории, приготовьтесь выступить публично.(План риторического анализа текста см. в Приложении 1)
Список речей для риторического анализа
1) Королева Елизавета I«У меня сердце и дух короля»
2) Король Карл I«Я ухожу от мирского венца к венцу терновому»
3) Оливер Кромвель«Именем Бога, вон!»
4) Джордж Вашингтон«Горячая привязанность одной нации к другой чревата самыми разными дурными последствиями»
5) Томас Джефферсон«Все мы республиканцы, все мы федералисты»
6) Наполеон Бонапарт«Солдаты моей старой гвардии! Я прощаюсь с вами»
7) Авраам Линкольн«Восемь десятков и семь лет назад наши отцы создали на этом континенте новую нацию…»
8) Мари Кюри«Научная история радия прекрасна»
9) Мохандас Ганди«Индии нет спасенья»
10) Владимир Ильич Ленин«Вся власть Советам!»
11) Адольф Гитлер«Мое терпение на исходе»
12) Иосиф Сталин«Сделать все, чтобы эта война длилась как можно дольше»
13) Уинстон Черчилль«Мне нечего предложить, кроме своей крови, тяжкого труда, слез и пота». «Это был час их величайшей доблести». «Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим»
14) Вячеслав Молотов«Беспримерное в истории цивилизованных народов вероломство»
15) Франклин Делано Рузвельт«Единственное, чего мы должны бояться, — это страх»
16) Шарль де Голль«Пламя французского Сопротивления не должно угаснуть — и не угаснет»
17) Джордж Паттон-младший«Я собственноручно пристрелю этого сукина сына оклейщика обоев Гитлера»
18) Император Хирохито«Враг применил новую, самую разрушительную бомбу»
19) Джавахарлал Неру«Когда пробьет полночный час и весь мир будет спокойно спать, Индия проснется, чтобы жить и быть свободной»
20) Джулиус Роберт Оппенгеймер«Мы сделали эту работу, потому что она была органически необходима»
21) Дуглас Макартур«Я только что покинул ваших сыновей, дерущихся в Корее… Они отличные ребята»
22) Нельсон Мандела«Я - первый обвиняемый». «Наконец-то мы свободны!»
23) Имон де Валера«Все они были добрыми людьми»
24) Джон Кеннеди«Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; просите, что вы можете сделать для своей страны». «Ich bin ein Berliner»
25) Мартин Лютер Кинг«У меня есть мечта». «Я видел землю обетованную»
26) Малкольм Экс«Нельзя ненавидеть корни дерева, не испытывая ненависти к самому дереву»
27) Голда Меир«Остановите кровопролитие!»
28) Ричард Никсон«Белый дом не станет себя обелять»
29) Индира Ганди«Женское образование даже важнее, чем образование мальчиков и мужчин»
30) Хаим Герцог«Ненависть, невежество и злоба»
31) Мать Тереза«Любовь начинается с дома»
32) Папа Иоанн Павел II«Свобода нашей Польши обходится нам так дорого»
33) Рональд Рейган«Господин Горбачев, снесите эту стену!»
34) Михаил Горбачев«Свобода выбора — всеобщий принцип, и он не должен знать исключений»
35) Фредерик де Клерк«Настало время переговоров»
36) Фидель Кастро«Речь Фиделя Кастро на заседании ГА ООН в 1960 г.»
37) Вацлав Гавел«Мы живем в зараженной моральной среде»
38) Джордж Буш-младший«Великий народ вынужден защитить великую страну»
Раздел I.Тема 9. Семинар 10:«Основы техники речи судебного оратора»
Формируемые компетенции:
1) способность анализировать тексты русских ораторов,
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Выступление со стихотворным текстом.
2. Вопросы для обсуждения:
· Профессиональные значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость) и процесс их воспитания.
· Основы техники речи. Упражнения на развитие основных качеств речи.
· Качества фонационного дыхания.
· Интонации и паузы (логические, психологические) в публичной судебной речи.
3.Практическое задание:
1) Приготовьте выступление с презентацией «Имидж судебного оратора».
2) Составьте этикетный словарик на темы «Приветствие», «Извинение», «Благодарность», «Просьба».
4. Литература:
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.-М., 1988.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления.-М., 1988.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов.-М., 1998.
Леонтьев А.А. Психология общения.-М., 1997.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.,2001.
Педагогическая риторика: Учебное пособие./ Под ред. Н.А.Ипполитовой.-М., 2001.
Стернин И.А. Практическая риторика.-М.,2003.