Дисциплина риторика. Общая и частная риторика. Разделы общей риторики
Риторика — филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. (Искусство целесообразного слова). Непосредственная задача риторики — прозаическая речь или публичная аргументация. Как предмет систематического преподавания, риторика сложилась прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.
Общественные задачи риторики состоят:
1) в воспитании ритора — достойного гражданина, компетентного в публичной речи;
2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем;
3) в организации речевых отношений, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок;
4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.
Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически — в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично. Главная особенность риторики в том, что она и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи — ритоpa, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. В этом смысле риторика дополнительна лингвистике, которая абстрагируется от личности и от конкретных обстоятельств общения. Поэтому риторика — персоналистическая теория речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с произведениями слова — высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика.
В русской филологической традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику.
Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим.
Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (например, судебная речь). Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т. д.
Разделы общей риторики:
· Инвенция (изобретение, подбор материала)
· Композиция (расположение материала)
· Элоквенция или элокуция (словесное воплощение мысли)
· Мемория (запоминание речи)
· Акцио (произнесение речи)
В первом разделе риторики (инвенции) рассматриваются аспекты разработки предметной сферы речи. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала. Во втором разделе риторики (композиции) рассматривается структура ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, т.е. расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи. В третьем разделе риторики (елокуции) рассматривается выразительность ораторской речи. На этом этапе оратор должен обеспечить эффектность своей речи. В четвертом разделе риторики (мемории) рассматриваются способы запоминания речи. В пятом разделе риторики (акции) рассматриваются особенности непосредственно публичного выступления оратора перед аудиторией.