Тема 9. Докоммуникативный этап риторической деятельности: Инвенция
Этапы классического риторического канона: 1. Инвенция – изобретение (найти что сказать). 2. Диспозиция – расположение изобретения. 3. Элокуция – словесное оформление мысли. 4. Меморио – запоминание. 5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция (нахождение и изобретение речи): этос, логос, пафос. Два основных этапа инвенции: создание замысла (нахождение речи) и нахождение поля аргументов (изобретение) речи.
Моделирования аудитории в коммуникации(И.А.Стернин). Социально-демографический паспорт аудитории. Типы аудитории и специфика структурирования речи. Риторические стратегии и тактики. Учет профессиональных и национальных особенностей аудитории.
Стернин И.А. Аудитория по составу: гомогенная - синкретичная (ориентация на низкий уровень, одна проблема).
Аудитория по численности: большая (с возвышения, кратко, яркость, броскость, лозунговость, ориентация на низкий уровень, средняя эмоциональность, одна точка зрения, мало аргументации, формулировка за аудиторию) – небольшая (разговорность, задушевность беседы, тщательная аргументация, эмоциональность умеренная, приглашение к размышлению, конструктивность предложений).
Аудитория по уровню подготовленности: хорошо подготовленная (только новое, высокий темп речи, логика, мало эмоций, аргументация двусторонняя от слабого к сильному, диалогичность, системность, не давать готовых выводов) – подготовленная (больше эмоций, практические выводы, примеры из жизни) – малоподготовленная (медленный темп, максимум эмоций, односторонние эмоциональные аргументы от сильного к слабому, все для жизни, юмор, повтор, общие места, многократное повторение главного).
Аудитория по настроенности: индифферентная (яркое начало, концентрация внимания, повышенная эмоциональность, кратко, выгода для нее, прагматичность) – позитивно (аргументы от слабого к сильному, не делать выводы) – негативно (не переубеждать, а информировать; начинать с бесспорного, не скрывать цели, двусторонняя аргументация от сильного к слабому, не делать выводов) настроенная.
Аудитория по гендерному признаку: мужская (умеренная эмоциональность, абстратное изложение, четкая аргументация, логичность, системность, 2-3 проблемы) - женская (материально-бытовое, высокая эмоциональность, наглядность, одна проблема).
Аудитория по возрастному признаку: детская (1 проблема, коротко, с психологическими паузами, всех хвалить, без подтекста, сюжетность, наглядность) – молодежная (1-2 проблемы, высокий темп, без морализаторства, эмоциональность, наглядность, не опровергать кумиров, искренность и правдивость, демонстрация смелости, личностная откровенная оценка, конкретность, коротко) – среднего (сравнение, сопоставление, материальные интересы, 3-4 проблемы) – старшего (общественно-политическая тематика, медленный темп, эмоциональность, подробность, не переубеждать, а информировать, ссылка на авторитеты, источники) возраста.
Волков А.А.: АУДИТОРИЯ- совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих взглядов, задач, целей или интересов. Аудитория развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и точек зрения, выделяя тем самым группировки людей, придерживающихся той или иной позиции.
Объем аудиторииВ зависимости от объема и речевой фактуры (устной, письменной, печатной, электронной, компьютерных сетей) аудитории подразделяются на сосредоточенные (ораторские) и рассредоточенные аудитории письменной, печатной речи и массовой информации).Сосредоточенные аудитории подразделяются на малые, средние и большие. К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для продолженной речи - обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь предполагает импровизацию. К средним относятся аудитории, в которых ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. Для ритора-оратора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек. Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов речи - преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку. К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны. Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания. Рассредоточенная аудитория представляет собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации. Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами устной и письменной речи. Работа с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых отношений и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор, издатель, книготорговец, распространители и т. д. Кроме того, использование письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной читательской среде. Письменная и печатная речь всегда сопряжены с устной, а качества самой по себе устной публичной речи в условиях письменного общения изменяются, так как возникает необходимость в ее периодическом продолжении. Видами такой устной речи, вводящей письменные произведения, являются педагогическая речь, проповедь, различные виды устной пропаганды. Поэтому ритор, которому приходится работать с рассредоточенной аудиторией, а следовательно, сочинять статьи, брошюры или книги, должен учитывать степень ее подготовленности и обученности. И вместе с тем писатель и журналист должны уметь читать публичные лекции, вести занятия, беседы, дискуссии. Массовая аудитория представляет собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации. Границы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареалом распространения национального, межнационального или мирового языка. Современная массовая аудитория расширяется в мировых масштабах и становится глобальной; при этом обнаруживается явная тенденция ее превращения в англоязычную с использованием других языков в качестве своеобразных переводных эквивалентов английского. Массовая аудитория охватывается информационными источниками разных уровней от глобальных в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных сетей (Интернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т.п.
Однородность и разнородность аудитории Однородными являются аудитории, объединенные на основе общности мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной и т. п. Мировоззренческая общность аудитории предполагает обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми связывается содержание речи. Например, при обращении к ученым или студентам естественно будет связать тему речи с наукой, а при обращении к юристам - с правом. Разнородными являются аудитории, объединенные на основе интересов или общности проблем. Для разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрения и плюрализм подходов к предлагаемым решениям. Общие ценности таких аудиторий могут быть сведены к взаимной корректности поведения и терпимости, а также к признанию прагматических, материальных интересов как универсальных. Преимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на аргументацию предсказуема, а недостаток - в том, что убеждения и интересы аудитории могут расходиться с убеждениями ритора, и его аргументация будет восприниматься негативно и отторгаться.
Конвенциональность аудиторииКонвенциональными являются аудитории, объединенные техническими правилами речи, которые рассматриваются как обязательные или даже универсальные. К конвенциональным аудиториям относится, например, судебная коллегия: существуют нормы доказательства и опровержения, на основе которых суд принимает решения, поэтому критика речи в суде исходит из общепринятых представлений о том, что доказано или доказуемо. Следует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как универсальные и общеобязательные, что существенно осложняет задачи ритора.
Процесс разработки концепции речи и выражения в ней личностного начала. Речь как «динамическая модель ситуации» (Н.И.Жинкин). Определение стратегии речи с учетом конкретной аудитории. Целевая установка выступления: задача и сверхзадача. Тезис как «царствующая мысль» (М.Сперанский) всякого сочинения и как объединяющее начало концепции, цели и аудитории. Основной и частные тезисы.
Основные законы логики в речи: тождество, непротиворечие, исключение третьего. Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Приемы изложения: дедукция, индукция, аналогия.
Логическая схема речи: тезис, аргумент, способ доказательства(прямой/косвенный). Силлогизм — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). Энтимема — сокращенный силлогизм — такой, в котором пропущена одна из предпосылок или заключение. Энтимемы используются в реальной жизни и в риторике гораздо чаще, чем полные силлогизмы, для доказательства (аргументации) и рассуждения. Сетка понятий (смысловые модели, или система «общих мест»).
Топика. Система «общих мест» (топы – смысловые модели развития речи) в инвенции. род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение. Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи. Совокупность «общих мест» – топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор строит речь. Топика позволяет легко разработать любую идею.
Смысловая модель: «Род и вид». Предмет речи определяется через ближайшие родовые и видовые отличия. Топ «род и вид» описывает разложение идеи по вертикали — общее/частное или топ разновидности. Топ «род и вид» (включая топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) — ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождения от частного — к общему (индукция). Благодаря этой модели простая идея размножается по вертикали. Особым подразделением в топе «род и вид» назовем топ «разновидности». Сократ в диалоге Платона «Федр» говорит, что эта смысловая модель позволяет человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления».
Смысловая модель: «Определение». В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением. При этом выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы, самые заметные признаки и свойства. Возможные схемы: 1) подвести под общее понятие, 2) определить предмет речи через противопоставление, 3) используя метонимию – через смежность предмета, 4) через последовательное перечисление свойств. Определение, по словам Кошанского, — «труднейший, но и полезнейший» источник изобретения. Мы рассматриваем его сразу после топа «род и вид», потому что, определяя предмет речи, делают это «через ближайший род и видовое отличие». Используя эту смысловую модель, нужно помнить, что речь не должна напоминать толковый словарь. Хороши афоризмы, крылатые слова, метафоры. Определение (definitio — дефиниция, или explicatio — экспликация) предмета речи занимает в структуре речи одно из почетных первых мест, следуя чаще всего после вступления (praemium) или после вступления и повествования (narratio). Топ «определения» - непременное условие ясности, непротиворечивости содержания речи, а также одна из традиционных «частей» речи, важный элемент ее структуры.
Смысловая модель: «Целое – часть» используется для определения: 1) предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом; 2) рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности (анализ) и вновь возвращаются к целому на новом ознавательном уровне (синтез). Этот топ отражает универсальный закон работы мысли: ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу. Выделяются (перечисляются и описываются) именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными, непосредственно служат для их употребления, а так же самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов (принцип дифференциальных частей-признаков). Разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу — механизмам мысли.
Смысловая модель «Свойства». Топы «признаки», «качества», «функции»: определение предмета речи через существенные признаки, качества, характерные свойства. Как и в смысловой модели «целое-часть» часть может заменить целое, так и в перечне существенных свойств одно самое характерное свойство может представить весь предмет, сделать его понятным и интересным слушателю. Под названием «свойства» назовем несколько очень близких смысловых моделей. Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Чтобы правильно и успешно использовать топ «свойства», нужно: 1) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качество объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; 2) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.
Смысловая модель «Сопоставление»показывает предмет речи через сравнение его с другими предметами, либо уже известными слушателю, либо более очевидными и понятными, чем заданная тема. Одно познается через другое, если имеет с ним нечто общее. Модель «сравнение» построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающего эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи). Топы «сравнение» и «противопоставление»: поиски сходства и различия. Сравнение — поиски сходства (аналогии). Осмыслить предмет, показать его в речи можно, сравнив с другим предметом — уже известным и/или более наглядно обнаруживающие свойства, присущие предмету речи. Метафора — скрытое сравнение. Противопоставление: поиск различного (противоположного). Познать вещь можно сталкивая ее ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Из этого рождается риторическая фигура — антитеза. Топы: Большее - меньшее. Подобие. Противное. Правило справедливости. Обратимость. Транзитивность.
Смысловая модель «Причина и следствие».Классики риторики Аристотель и Цицерон считали умение выявлять и показывать причинно-следственные отношения в речи главным достоинством хорошего автора. Во всех практических руководствах по искусству спора формированию и развитию именно этих навыков придавалось первостепенное значение. Без умения правильно определять причины, порождающие то или иное явление, и без анализа возможных последствий нельзя построить ни одно рассуждение с четкой и точной аргументацией. Использовать способ «причина-следствие» можно в разных направлениях: одна причина имеет одно следствие, несколько причин приводят к одному явлению, одна причина порождает несколько следствий. Мы обращаемся к этому топу, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок. Существуют две разновидности этой модели: 1) «веерная», когда определяется набор, ряд причин одного явления или его возможных следствий; 2) «цепная», когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляют рассуждения и приводят к некоему выводу.
Смысловая модель «Обстоятельства». Топы «как?», «где?», «когда?» - размышления о месте, времени, условиях, в которых может или мог находиться предмет речи. Без ответов на вопросы: где, когда, как, каким образом, невозможно рассказать о чем-либо.
Смысловая модель «Примеры и свидетельства». Источники примеров должны быть авторитетными не только для вас, но и для ваших собеседников. Свидетельства отличаются от примеров одной особенностью: их чаще помещают на границах речевого произведения. Свидетельства или открывают речь, привлекая внимание и располагая к оратору, или завершают ее; с них можно начинать или заканчивать узловые моменты речи. Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д. Свидетельства», или «обращение к авторитетам» — смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело.
Смысловая модель «Имя» – использовать смысл слов, входящих в название темы (толковые и этимологические словари). Смысловая модель «имя» неслучайно завершает набор общих мест, позволяющих создать содержательную основу для речи на определенную тему. В случае если название темы не поддается такой «именной» расшифровке, этим способом можно не пользоваться.
В риторической практике в новое время «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, то есть «расхожая истина». Однако, прежде «общие места» представляли собой настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам.