Вербальные и невербальные средства оратора
К вербальным средствам общения относятся язык, речь, сопутствующие речи паузы, темп речи, ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность и др.).
К невербальным средствам, которые используются для формирования положительного имиджа личности, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей, относятся рост, телосложение и другие особенности физического облика, выражение глаз, направление взгляда, мимика, пантомимика (поза, осанка, положение головы, жесты), одежда, ее стиль (манера одеваться), прическа, косметика и т. д.
Самоподача.
Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей в целях формирования положительного имиджа называется самоподачей.
6. Два способа убеждения и воздействия: прямой и косвенный.
Социальная психология выделяет два главных процесса воздействия на восприятие человека. Они протекают одновременно (параллельно), но включают разные приемы и средства убеждения.
Как известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий. Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, правого – эмоциональное. Прямой способ убеждения воздействует на левое полушарие головного мозга. Оратор, выстраивая свою речь по законам формальной логики, адресует свою систему аргументов к левому полушарию слушателя, надеясь, что оно займется систематической обработкой, критическим анализом и оценкой полученных сведений.
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Косвенный способ убеждения воздействует на тех, у кого более развито правое полушарие.
Прямой способ, или собственно убеждение, называют еще центральным или непосредственным способом убеждения. Это система доводов (аргументов), выстроенных в логической последовательности, система доказательств, основанная на фактах.
Косвенный способ убеждения – это воздействие на эмоциональную сферу слушающих.
Для того чтобы склонить аудиторию к своему мнению, судебный оратор в процессе убеждения должен решить три взаимосвязанные задачи, на которые обращал внимание еще Цицерон:
– доказать правоту того, что защищает;
– расположить к себе слушающих;
– направить их мысли в нужную ему сторону.
Таким образом, основная задача судебного оратора – доказывать правильность и справедливость своей позиции при помощи первого и второго способов убеждения одновременно.
7. Качества убеждающей речи: ясность, точность, логичность, уместность, чистота, правильность, лаконичность, выразительность, самобытность, богатство, эмоциональность, экспрессивность, индивидуальность.
На ясность как главное достоинство речи указывал еще Аристотель. О «необыкновенной, исключительной» ясности в суде писал Пороховщиков: «… Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья».
Богатство речи – это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации.
Самобытность–это отсутствие штампов, т. е. часто употребляемых в речи выражений с потускневшей семантикой. Штампы люди используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь индивидуальности.
Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей.
Точность–это качество относится к выбору слов. Иногда достаточно одного точного слова, чтобы дать оценку ситуации, охарактеризовать человека или его поступок. Неточность могут вызвать «модные» слова, употребление иноязычных слов, недоговаривание суффикса -ся.
Логичность в риторике различается как предметная и как понятийная. Предметная логичность связывает языковые единицы с предметами и явлениями реальной действительности, то есть суждение выстраивается в соответствии с реальными событиями жизни: вот, смотрите, сначала было то-то, потом то-то, в результате случилось это и т. д. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка.
Уместная речь характеризуется соразмерностью языковых средств и содержания (т. е. слова должны точно передавать то или иное содержание), соответствием языковых средств обстановке и самому оратору.
Речь может быть сухой, логичной, рациональной, а может быть, наоборот, эмоциональной, экспрессивной. Эмоциональность – выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи; экспрессивность– выразительность, действенность.
Образность речи – это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.