Подголосочная полифония
-основная форма русского народного многоголосия.
Подголосок – мелодико-ритмический вариант основного голоса.
В гетерофонии – импровизационное ответвление от унисона.
Гетерофония. Подголосочная полифония – разновидность гетерофонии характерная для русской народной, а также белорусской и украинской песенности. Песни только медленные и умеренные.
Общие закономерности:
- единый слоговой ансамбль, который определяет явление вариантности
- примат линеарности
- относительно свободное использование диссонансов (не обязательно разрешать) при очевидном преобладании консонансов.
- предпочтение прямого движения с возможным перекрещиванием.
- свободное включение и выключение голосов
- исход из унисона и сход в него в каденции
- подготовка и заполнение скачка поступенным движением противоположного направления
1.Ладовая основа
Натуральные лады. Возможны фригийская секунда и дорийская секста в миноре. При движении мелодии вверх к тонике У1 и У11 ступени повышаются, а вниз – понижаются, что соответствуют верхнему тетрахорду мелодического минора и мажора (при скачке или поступенном движении к У11 ступени она должна быть низкой).
Хроматизм возможен только «вразбивку» – на расстоянии.
Возможно глиссандирование.
2.Мелодика.
Преобладание поступенности, принцип скачка, его подготовки и заполнения, Скачки предпочительно верх. Вверх: на 3, 5, 4, малые 6 и 7, на 8. Вниз: на
3, 5.
3. Ритмика и подтекстовка.
Преобладающие жанры – протяжная песня, лирическая, свадебная, медленная хороводная. Возможен переменный размер. Возможен ритмический контраст между голосами. Обязателен единый слоговой ансамбль даже в случае. Если в каких-либо из голосов слог распевается.
4.Многоголосие
Начало и конец песни и ее достаточно завершенных фрагментов – унисоны.
Опорные звуки обычно в нижней части диапазона.
Количество голосов постоянно меняется от одного до трех, редко больше. При подъеме вверх - расслоение голосов, при сходе вниз – слияние.
Предпочтительно прямое движение голосов – параллельное (3,6, редко 5,4, даже 2) или с переменными интервалами между голосами (Пример прямого непараллельного – золотой ход валторны).
Реже косвенное движение (распевание слога на фоне выдержанного звука) или противоположное.
На опорных звуках обычно консонанс.
Тритон – только в крайнем случае ум.5.
Трехголосие
Наиболее распространенная форма: два верхних параллельно, нижний самостоятельный, гармонический. Возможно два нижних по кр.мере ритмически вместе, а верхний – распевает слоги.
Количество голосов может меняться: то1, то 2, то 3 - сходятся и расходятся.