Лекция 1. Риторика и педагогическая риторика как наука и предмет изучения Педагогическая риторика, культура речи, теория коммуникации
Педагогическая риторика. культура речи
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили «Русский язык и литература», «Родной язык и литература и русский язык»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь
ПГГПУ
содержание
1. Цели и задачи дисциплины
2. Содержание дисциплины
2.1. Тематика и планы лекций
2.2. Содержание и планы практических занятий
2.3. Общая структура практического занятия
2.4. Практические занятия (1-13 занятия)
3. План риторического анализа выступления
4. Советы выстуающему. Правила произнесения ораторской речи
5. Модульно-балльная система оценки
6. Содержание самостоятельной работы студентов (с системой баллов)
7. Основная литература
8. Дополнительная литература
9. Учебно-методические материалы
10. Интернет-ресурсы
11. Письменный экспресс-опрос
12. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов(подготовка к тесту)
13. Примерный перечень вопросов к экзамену
14. Глоссарий
15. Материалы для подготовки тренинга (техника речи)
16. Материалы тестирования для практических занятий
17. Материалы для анализа (речи)
18. Персоналии
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – знакомство студентов с основами педагогической риторики и культуры речи; формирование речевой культуры и коммуникативной компетентности как составных частей профессиональной культуры учителя.
Задачи дисциплины:
- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;
- изучение специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности;
- решение коммуникативных и речевых задач в конкретной ситуации общения;
- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;
- расширение круга языковых средств и способов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий;
- систематизация средств языка в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются;
- познание сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.
Содержание дисциплины
Тематика и планы лекций
Лекция 1. Риторика и педагогическая риторика как наука и предмет изучения Педагогическая риторика, культура речи, теория коммуникации
План лекции:
1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.
2. Система риторик в современной науке. Риторика и педагогическая риторика.
3. Содержание и объем понятия «риторика».
4. Предмет риторики и педагогической риторики.
5. Основные понятия риторики. Этос, логос, пафос. Эристика, диалектика, софистика. Педагогическая риторика как деонтологическая дисциплина.
6. Культура речи и риторика. Речевой этикет. Культура речевого поведения учителя.