Лекция 5. ораторское искусство россии
1. Риторика XVIII-XIX веков.
2. Риторика XX столетия.
Риторика XVIII-XIX веков. Риторика XVIII-XIX в. в. как теория устной и письменной речи представлена следующими ораторами:
- М. В. Ломоносов;
- И. С. Рижский;
- А. И. Мерзляков;
- А. И. Галич;
- Н. Ф. Кошанский;
- М. М. Сперанский.
На Руси с древних времен высоко чтили чистоту и правильность речи. С глубоким уважением относились к слову и учили не употреблять его попусту. Об этом свидетельствуют даже русские народные пословицы, такие как:
· Лучше камень попусту бросить, чем слово праздное;
· Человеческое слово стрелы острее;
· Слово не воробей, вылетит не поймаешь;
· Слово – святыня, слово – благодатный вестник;
· Прежде чем сказать, подержи капельку мёда на языке.
Первые своего рода студии, где обучали ораторскому искусству, были сосредоточены в монастырях - центрах древнерусской книжности. Появляются работы, посвященные искусству владения словом: Георгий Хуровский (1073 г.) «Об образах »; рукопись Макария « Книги – суть риторики твоей »
(1623 г.) ; «Риторика» Феофана Прокопоповича ( 1716 г.).
ХVП в. Феофан Прокопович. Он прославился торжественной проповедью, произнесенной в киевском Софийском соборе ( 1709 г.) в честь победителя Полтавской битвы. Речь была проста, доступна и образна. Эти основные качества речи были включены в свод правил русского красноречия, вышедший в 1721 г. и назывался он «Духовный регламент», утвержденный Петром I как обязательный документ.
Феофан Прокопович был сподвижником Петра I, главой его ученой дружины. Проповеди его были своего рода публичными лекциями на исторические темы, где он средствами красноречия обосновывал политику царя. В 1706 г. он начал проповедовать и преподавать риторику и создал учебник на латинском языке. Современники считали его участником реформ Петра I. За ним закрепилось определение «великий оратор». Знаменитым стало его « Слово на погребение Петра» и цитировалось как высший образец искусства, красноречивого выражения горести.
В 1687 г. была создана Славяно-греко-латинская академия. Там готовили молодых людей для духовной и гражданской деятельности, где риторика была ведущим предметом (изучали 2 года 5-6 кл., а всего обучались 8 лет). В качестве образцов ученики читали и заучивали тексты Аристотеля, Цицерона, Сократа, Платона.
В ХVП в. уже известно несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник Усачёва «Риторика», где еще сильно влияние богословно-церковной риторики.(Светского красноречия ещё не было).
В ХVШ в. искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского образования. Именно здесь живое слово имело возможность и развиваться, и совершенствоваться.
Михаил Васильевич Ломоносов - глава первой филологической школы – «отец русского красноречия». Главная его работа – «Краткое руководство к красноречию», которая состояла из 4 частей: 1) изобретение речи; 2) украшение; 3)расположение; 4) произношение. Для красноречия, по Ломоносову, необходимо прежде всего дарование (остроумие и память), душевные и телесные (долгое дыхания, приятная внешность и осанка). Одних природных качеств недостаточно. Самое важное - знание элементов и структуры публичной речи: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Оратор должен влиять и на разум и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее воздействует «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.
Таким образом, М. В. Ломоносов предпринял труднейшую реформу языка, заложил основы современной русской литературной речи, создал жанр оды, автор поэм, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Иван Степанович Рижский. Создал учебник «Риторика»
( 1796 г.). По этомуучебнику занимались Казанский, Московский и Харьковский университеты. Первая и четвертая части учебника посвящены чистоте языка. Вторая - «изобретению слов и мыслей». Третья – теории жанров. Теория построения речи иллюстрируется примерами из творчества Державина, Карамзина и других известных литераторов того времени.
Алексей Федорович Мерзляков. Его труд - «Краткая риторика или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических». Эта книга выдержала несколько изданий, была предназначена для воспитанников пансиона Московского университета. Мерзляков возглавлял кафедру российского красноречия и поэзии. У него учились Грибоедов, Тютчев. Дополнительные уроки брал Лермонтов.
В своих трудах Мерзляков выделяет речи: политические, судебные, похвальные, академические. Оратор, по мнению Мерзлякова, должен иметь 3 намерения: научение, убеждение, искусство тронуть слушателей. Особенно интересно то, что он предлагает воздействовать на волю слушателей при помощи аргументов и фактов, ясного представления предмета речи, разборов возможных мнений, объяснением понятий, доказательств:
«Оратор должен действовать не на один только разум, но и на все его душевные силы».
Александр Иванович Галич преподавал русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. Он был учителем А. С. Пушкина и сыграл огромную роль в его становлении как поэта. Именно по наставлению Галича Пушкин написал оду «Воспоминания в Царском селе» и читал её на выпускном экзамене в присутствии Державина. Цель риторики Галича - потрясти слушателя, тронуть его душу, а не только научить и убедить. Публичная речь, по Галичу, должна возбуждать сердечные чувства, вызывать волю к желаниям и начинаниям. Что же такое риторика по Галичу? «Она учит систематически обрабатывать сочинения на письме и в устной форме предлагать его так, чтобы оно и по содержанию и по отделке нравилось читателю или слушателю и производило в его душе убеждение, растроганность и решимость».
Галич выделял 4 момента, на которых основывается наука красноречия:
1) счастливое изобретение мыслей;
2) благоразумное их расположение;
3) умение воздействовать на слушателей так, чтобы они легко могли воспринимать идею в целом и по частям;
4) изложение или выражение мыслей словами такими, чтобы создавалось впечатление ораторской речи.
Николай Федорович Кошанский. Ещё один преподаватель русской и латинской словесности, доктор философии. Именно на уроке Кошанского родилось стихотворение Пушкина «Роза», когда учитель просил своих воспитанников описать розу стихами. Он следовал традиции делить словесные науки на три главные части: грамматику, риторику и поэзию, которые граничат с эстетикой; выделяет общую риторику - науку изобретать и располагать мысли, выражать их; частную риторику - руководство к познанию всех прозаических сочинений. Кошанский подчеркивает, что в «новое время» ( Х1Х в.) в риторике все-таки выделяется главный род красноречия - духовное. В Англии и Франции наоборот – политическое и судебное. Кошанский также делил речи на два больших рода: мирские и духовные.
Михаил Михайлович Сперанский. Государственный деятель эпохи Александра I. Создал курс лекций «Правила высшего красноречия». Большое значение придавал эмоциональной стороне речи, дару потрясать души и переливать в них свои страсти. Он уделяет большое внимание страстям и считает, что страстное должно занимать главное место в доказательстве и любые сухие доказательства подкрепляться эмоциональной речью. Доводами начинаются убеждения. Они воздействуют на ум человека, а убеждение должно завершаться потрясением сердца слушателя. Он считал, что оратор должен владеть языком движения, тона и внешнего вида. Он должен дополнить лицом, рукой то, что не может выразить словом.
Итак, в 1792 г. он записал цикл лекций о словесности, который читал в Петербургской духовной академии. В 1844 г. они были опубликованы под названием: «Правила высшего красноречия». Книга содержит разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О слоге», «О произношении», «О расположении слов». Особое внимание автор придает эмоциональной составляющей речи, экспрессивности слов; безусловно, новаторской является концепция теории слога, предложенная Сперанским. «Кто хочет иметь дело с людьми, тому необходимо мыслить хорошо, но говорить ещё лучше», - считал он.
Риторика XX столетия. Социальный прогресс в прошлом веке значительно расширил возможности риторики. Огромные массы людей оказались втянутыми в процессы политических преобразований: три революции в России, две мировые войны, распад колониальной системы и образование множества независимых государств, «холодная война», распространение демократии в мире, распад СССР – все эти события затронули судьбы миллионов людей.
В переломные моменты истории слово, обращенное к людям вновь доказало свое могущество.