Тема 1. Риторика как наука и предмет изучения
Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия “риторика”. «Узкое» и «широкое» понимание риторики.
Содержание и объем понятия «риторика»: 1) Риторика как наука, ремесло и искусство. 2) Риторика как «искусство убеждать» (Аристотель), Искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В.Ломоносов), Наука о приемах убеждения (В.В.Виноградов): связь с психолингвистикой речевого воздействия и лингвопрагматикой. 3) Риторика «как искусство украшения речи» (Квинтилиан), Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.С.Рождественский): связь с ортологией и стилистикой. 4) Риторика как «искусство говорить хорошо»: связь с поэтикой. 5) Риторика как теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К.Михальская): связь с теорией коммуникации.
Предмет риторики: 1) устная публичная речь или 2) «все виды речи, каждый вид в отдельности и все он вместе» (Ю.В.Рождественский). Изменение предмета риторики в истории культуры. Две основные риторические схемы: риторическое ремесло (Квинтилиан) и универсалия культуры (Аристотель).
Определение риторики: 1) Риторика как теория речемыслительной деятельности, «отношение мысли к слову» (Ю.В.Рождественский, А.К.Михальская, А.А.Волков, Е.А.Яковлева). 2) Риторика как метод познания действительности и воздействия на нее (С.В.Аверинцев, А.В.Михайлов, М.М.Бахтин). 3) Риторика как наука об общении, сознательном планировании речи (О.Б.Сиротинина). 4) Риторика как возможность творческой самореализации личности (С.А.Минеева). 5) Риторика как «азбука нравственности» (Е.И.Матвеева).
Система риторик в современной науке. Общая, сравнительно-историческая и частная риторики (частные риторики одного вида речи; частные тематические риторики комбинирования видов словесности вокруг одной темы – public relations, реклама, пропаганда, агитация). Риторика теоретическая (исследование законов речи) и прикладная (правила пользования речью). Современная и историческая риторика.
Основные понятия риторики. Образ ритора: этос, логос, пафос. Эристика, диалектика, софистика.
Этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания. Этос: условия речи, “которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи). Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата. Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи (“словесное воплощение пафоса на условиях этоса”).
Риторика в кругу других научных дисциплин: стилистика, поэтика, логика, лингвопрагматика, этнолингвистика, герменевтика, лингвистика текста, социолингвистика, психология и психолингвистика, искусствоведение, философия, этика. Риторика, грамматика и стилистика. Риторика и речеведение.
Отечественные центры риторики: Москва (МГУ, МГПУ, МПУ, РГГУ), Воронеж, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Омск, Саратов, Волгоград.
Современные риторические школы. Московская школа (МГУ им. М.В.Ломоносова) Ю.В.Рождественского(А.А.Волков, В.И.Аннушкин, И.В.Пешков, А.К.Соболева, Л.К.Салиева и мн. др.): более 50 диссертаций, в том числе, по истории русской, американской, французской, немецкой риторик, а также проанализирован опыт преподавания риторики. Концепция Ю.В.Рождественского: «Теория риторики» и «Принципы современной риторики»: Речь - инструмент управления обществом. Стиль речи формирует стиль жизни общества. Для того чтобы построить благополучное общество, необходимо воспитать активного речедеятеля-гражданина, умеющего владеть разными видами слова в новом информационном обществе. Риторическая педагогика как сложнейшая проблема, связанная с общим пониманием предмета риторики и методикой его преподавания: «обучение риторике одновременно есть обучение этике».
Московская школа педагогической риторики Т.А.Ладыженской. Московского государственного педагогического университета (Н. А. Ипполитова, А.К.Михальская). Разработка школьной риторики: комплекс учебников по риторике для 1-11 классов.
Пермская школа риторики диалога. Основатель - руководитель Западно-Уральского Учебно-научного центра доц., к.ф.н. Минеева С.А. Пермская риторико-педагогическая школа Е.А.Юниной.
Красноярская школа культуры речи - проф., зав. кафедрой общего языкознания и риторики А.П.Сковородников - разрабатывает риторику как нормативную стилеречевую дисциплину: «Культура русской речи», «Экспрессивно-стилистические средства речи».
Воронежская школа речевого воздействия. Основатель школы проф. И.А. Стернин - интегральная наука, объединяющая целый комплекс знаний смежных наук: традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, связей с общественностью, конфликтологии и т.д.
Сочинская лингвориторическая школа А.А.Ворожбитовой. Ярославская школа Л.Г.Антоновой. Саратовская школа стилистики речи. Петербургская театрально-риторическая школа речевого взаимодействия З.В.Савковой в Санкт-Петербурге (на системе К.С.Станиславского). Екатеринбургская школа речеведения (Н.А.Купина и Т.В.Матвеева). Астраханская школа политической риторики. Православно-гимназическая школа С.Ф.Ивановой (1922-2006), руководителя московской Православной гимназии «Пересвет», создатель книг и пособий по преподаванию риторики в школе и др.
В рамках Риторической Ассоциации: О.И.Марченко (Санкт-Петербург), Ч.Б.Далецкий (Москва), Е.Н.Зарецкая (Москва), Т.В.Анисимова (Волгоград), Н.Н.Белоконева (Самара), Л.А.Араева (Кемерово), И.В.Пекарская (Абакан), А.П.Романенко (Саратов), К.Ф.Седов (Саратов), Е.В.Харченко (Челябинск) и др. Отделения Риторической ассоциации в Барнауле (А.А.Чувакин), Пятигорске (Н.А.Грейдина), Туле (Л.А.Константинова), Салехарде (С.Е.Тихонов). Вне Риторической ассоциацией: Т.Г.Хазагеров, Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова и др.