Леция 4. развитие ораторского искусства в средние века и эпоху возрождения

1. Риторика Средневековья.

2. Риторика эпохи Возрождения.

Риторика Средневековья. Гегель говорил о средневековье: « Мировая культура как бы прекратила свое существование ». Причина тому – укрепление монархии. Феодалы и монархи должны были любой ценой укреплять свою власть, следовательно, они разрушили демократические органы управления, которые достались им от прежней эпохи. Принципы состязательности в суде отменились. На все была воля феодала. Востребованность риторики пошла на убыль. Падение рабовладельческой Римской империи в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Новая социально-экономическая организация обусловила существование изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Некоторые священники благодаря искусству проповеди приобрели огромную популярность. Например, знаменитый Иоанн Златоуст. Церковная проповедь обратила свое слово и к богатому вельможе и к бедному крестьянину, и она стала самой распространенной формой устного массового общения и одновременно инструментом политической проповеди. Проповедование предполагало довольно высокий уровень ораторского мастерства. На основе проповеди развивается средневековое ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики. Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Это, прежде всего, связано с появлением абсолютного авторитета в виде какой-то религиозной догмы. О чем бы ни говорил священник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием.

Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой – привносили в выступление элементы схоластики.

Схоластика - религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догмах, обслуживающая богословие.

Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски средневекой схоластики, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом. Чаще всего проявляется в неоправданном обилии цитат и словословий, бездоказательности речи.

Фома Аквинский (1225-1274гг.). Его труды легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность. Главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение – это основные умения проповедника.

Этот тип риторики оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распространению способствовало отсутствие языковых барьеров : проповеди читались исключительно на латинском языке.

Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности. Позже, в ХV-ХV1 веках, с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформлялось в новый жанр риторики.

Риторика эпохи Возрождения. «Новое время» началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и уже к началу ХVI в. ознаменовавшим новую эпоху в истории. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие,- это наиболее характерные признаки эпохи.

В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения активной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.

Среди выдающихся ораторов этого времени следует назвать Яна Гуса, ректора пражского университета и религиозного проповедника, выступившего против монополии латыни и положившего начало новому чешскому литературному языку.

Европейские мыслители и писатели: Б.Паскаль, М.Монтень, Ж.Лабрюйер, Ф.Бэкон, И.Гёте, Г.Лихтенберг и др. обогатили риторику новым жанром – максимы – это краткое изречение, формирующее нравственные или житейские правила в лаконичной законченной форме.

Максимы, принадлежащие Ларошфуко:

· «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

· «Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся сами».

· «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь; на самом деле мы не бессильны, а безвольны».

· «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо».

Максимы, принадлежащие Б. Паскалю:

· «Суть любого несчастья - хотеть и не мочь».

· «И самая блестящая речь надоест, если ее затянуть».

· «Только заканчивая сочинение, мы уясняем, с чего следовало бы его начать».

· «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

Максимы, принадлежащие Лабрюйеру:

· «Люди хотят не восхищаться, а нравиться».

· «У друзей мы замечаем недостатки, которые могут повредить им, а у любимым те, от которых страдаем сами».

· «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и собою».

· «В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную».

· «Не следует судить о человеке по лицу – оно позволяет лишь строить предположения».

· «Мнение мужчин о достоинствах женщины редко совпадает с мнением женщины: их интересы слишком различны».

Таким образом, в эпоху Возрождения схоластика отрицается, ораторское искусство получает новый импульс: воскрешается судебное красноречие, появляются торговая и парламентская речи, уделяется внимание технике речи, жестикуляции, манерам оратора, мимике. Риторика обогащается новым жанром – максимами.

Вопросы для самоконтроля и самоанализа:

1. Почему в Средневековье «мировая культура как бы прекратила свое существование» (Гегель)?

2. Выделите особенности средневековой риторики.

3. Чем обогатила риторику эпоха Средневековья?

4. Охарактеризуйте новый риторический жанр, появившийся в эпоху Возрождения.

5. Каковы отличительные особенности риторики эпохи Возрождения?

Рекомендуемая литература:

1. Толмачев, А. В.: Об ораторском искусстве – М.: Эксмо, 2000.

2. Михайличенко, Н. А.: Риторика – М.: Наука, 1994.

3. Скуленко, М. И.: История политической пропаганды – Киев: Золотые зори, 1999.

4. Александров, Д. И. Риторика – М.: Юнити, 1999.

5. Шейнов, В. П. Риторика – Минск: Амалфея, 2000.

Наши рекомендации