Понятие публичного выступления
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.
Практическая риторика обучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями различных жанров и типов – от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй.
Современная риторика – это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.
Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Официальное выступление – это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения – кто он по профессии, должности и т.д.
Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его и могут задавать ему вопросы.
Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора аудитория – 25-30 человек.
Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, располагают временем его слушать и готовы это делать.
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений.
− Информационное
− Протокольно - этикетное
− Развлекательное
− Убеждающее, агитационное
1. Цель - сообщить некоторую информацию.
Такая речь называется информационной.Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявления о предстоящем событии тоже относится к информационным выступлениям.
2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким – либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
3. Цель – развлечь собравшихся.
В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например многие не официальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
4. Цель – убедить.
Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно– этикетных, информационно – развлекательных, информационно – убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называют общими требованиями к публичному выступлению:
1. Решительное начало выступления.
2. Драматизм
3. Сдержанная эмоциональность
4. Краткость
5. Диалогичность
6. Разговорность
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
8. Понятность главной мысли
9. Решительный конец
Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей виде) вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, «разделить объем понятия», то есть выделить составляющее того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, тема «Проблемы современного студенчества» - могут быть выделены такие вопросы в рамках этой темы: проблема платности/бесплатности образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании, цели в учебе, жилищная проблема и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей. Почему это необходимо? Для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Аудитория ждет трехчастной композиции
Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).
Структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.