Тема 3. Культура речи как основа педагогической риторики
Определение. «Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». В современной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный, коммуникативный и этический (Е.Н.Ширяев). Узкое (нормативный аспект) и широкое (коммуникативный и этический аспекты) понимание культуры речи.
Узкое (нормативный аспект) понимание культуры речи. Понятие о норме. Кодификация норм. Понятие литературного языка. Основные типы норм русского литературного языка. Характеристика норм русского языка. Акцентологические, морфологические и синтаксические нормы. Правильность речи и литературная норма. Понятие «норма языковая». Вариантность и норма. Типы вариантов по отношению к норме (равноправные / неравноправные). Кодификация и норма. Вопрос об ортологии. Ортологические (нормативно-стилистические) словари.
Вербальная агрессия и специфические формы речевого поведения в детской и молодежной субкультурах. Вербальная агрессия в педагогическом общении. Пути преодоления вербальной агрессии. Основные принципы контроля над вербальной агрессией. Речевой этикет как средство преодоления вербальной агрессии.
Речевой этикет как общекультурные нормы. Речевой этикет – национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.
Основные функции речевого этикета: коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
В настоящее время явление речевого этикета рассматривается в широком и узком понимании смысла этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий: 1) побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование); 2) реагирования (согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение); 3) социального контактирования в условиях установления контакта (извинение, благодарность, поздравление).
Этикетные жанры: приветствие, прощание, благодарность, поздравление, просьба, утешение, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение как богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся.
Широкое (коммуникативный и этический аспекты) понимание культуры речи. Культура речи – как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации - не ограничивается только понятием правильности речи и не сводится к перечню запретов и догматическим определениям «правильно — неправильно».
Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Языковые нормы исследуются в неразрывной связи с коммуникативными качествами речи, такими как правильность, точность, логичность, чистота, богатство (разнообразие), выразительность, уместность.
КУЛЬТУРА РЕЧИ — 1) это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н. Ширяев); 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации (см. языковая норма) и оптимизации общения. К. р. учителя — предмет гуманитарного общекультурного плана. Одна из центральных идей курса К. р. учителя— взаимосвязь понятий: культура — культурный человек — культура речи — культура профессионального (педагогического) общения. К. р. — понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т. е. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики), и речевое мастерство, т. е. не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т. п. Высокая К. р. предполагает высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку. Лит.: Головин Б.Н. Как говорить правильно. — 3-е изд. — М., 1988; Его же. Основы культуры речи. — 2-е изд. — М., 1988; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986; Скворцов Л.И. Культура речи // ЛЭС. — М., 1991; Его же. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980; Ширяев Е.Н. Что такое культура речи //Русская речь. — 1991 — № 4,5. Л.Е. Тумина
Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя.