Тема 4. Педагогическая риторика и теория коммуникации
Педагогическая риторика и общение.Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность). Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как “зона повышенной речевой ответственности”.
ОБЩЕНИЕ— это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Основные функции О.: 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте О. все функции переплетаются. О. во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.
Различаются следующие виды О.: 1) по положению коммуникантов в пространстве и времени — контактное-дистантное; 2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего “аппарата” — непосредственное-опосредованное; 3) с точки зрения формы существования языка — устное-письменное; 4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего — диалогическое-монологическое; 5) с точки зрения количества участников — межличностное-групповое-массовое; 6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся — частное-официальное.
О. обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой (см. устная речь, письменная речь). Лит.: Каган М.С. Мир общения. — М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989; Проблемы общения в психологии: Сб. статей /Отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М., 1981; Формановская Н.И. Виды общения // Речевой этикет и культура общения. — М., 1988. Л.Е. Тумина
Педагогическое общение– класс речевых ситуаций, в которых хотя бы один из общающихся выполняет роль наставника, причем ситуация рассматривается им именно с точки зрения эффективности достижения целей обучения и воспитания.
Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения. Педагогические стили общения (общение-устрашение; общение-заигрывание; общение с четко выраженной дистанцией; общение дружеского расположения; общение совместной увлеченности познавательной деятельностью).
Особенности общения в ситуации “учитель – ученик” (“учитель – группа учащихся”). Коммуникативные и речевые задачи, решаемые учителем в ходе общения со школьниками на уроке и вне урока. Учебно-речевые ситуации общения. Учитель как коммуникативный лидер.
Педагогическая риторика и коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Характер общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный). Уровни общения (внутриличностный (автокоммуникация), межличностный, групповой, массовый).
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. К.д.у. бесконечно разнообразна и насыщенна. Чаще всего учителю приходится вступать в речевое общение с учениками; не менее разнообразны и такие речевые ситуации, когда в качестве адресата учителя выступают его коллеги, и, наконец, достаточно часто приходится учителю адресовать свое высказывание не коллегам (прежде всего родителям учеников) (см. виды коммуникативной деятельности учителя). Разным может быть “канал общения”: чаще всего в речевой практике учитель вступает в контакт, используя устную форму речи. Но достаточно активно протекает и письменная коммуникация (например: написание отчетов по итогам работы, составление аннотированных списков, обзоров, рецензий на методические пособия; составление характеристик учеников; ведение личных записей типа дневника и записной книжки и т. д.). Учителю, как и любому участнику коммуникации, приходится решать разные коммуникативные задачи, вступать в общение с определенным коммуникативным намерением (интенцией): “информировать”, “воздействовать”, “побуждать”. Лит.: Ладыженская Т.А. Живое слово. — М., 1986. Л. Е. Тумина
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ реализуются в следующих видах общения: 1) общение с учащимися; оно представляет собой такую к. д. у., при которой он передает знания, управляет всей познавательно-практической деятельностью учащихся и т. д. на уроке (например, объяснение нового материала, выполнение упражнений на закрепление изученного и т. п.); организует обмен информацией, углубленное изучение отдельных разделов школьного курса соответствующего предмета после урока (например, занятия кружка, предметный конкурс и т. д.); изучает условия жизни учащегося, его интересы, расширяет его кругозор и пр. вне школы (например, экскурсия, поход в кино, посещение учащегося на дому и т. д.); 2) общение с коллегами — такой В. к. д. у., при котором учитель обменивается профессиональной информацией, повышает свой профессионально-методический уровень (на методобъединениях, учительских конференциях, педчтениях, обсуждениях уроков и пр.); общение с родителями — В. к. д. у., реализующийся в передаче педагогических и психологических знаний, обмене информацией воспитательного характера, профессионально-методической помощи, выяснении необходимой информации для индивидуального подхода к учащемуся (выступления на родительском собрании, индивидуальные беседы с родителями в школе и вне школы, письма родителям и т. п.); 3) общение с неколлегами, в котором учитель выступает организатором целенаправленного общения (встреча с писателем в школе, выступление перед избирателями, лекции для родителей и пр.). Лит.: Ладыженская Т.А. Живое слово. — М., 1986. Л.Е. Тумина
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь и competens (competentis) — способный) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую к., предметную к., лингвистическую к. и прагматическую к.
Языковая к. включает знание единиц языка и правил их соединения, связи. Знание грамматики в отвлечении от порождения единиц коммуникативного назначения является лишь базой осуществления актов общения. С этой точки зрения языковая к. имеет отчетливо двусторонний характер: она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил.
Лингвистическая к., в отличие от языковой, имеет характер знаний, относящихся к лингвистике как науке. Этот аспект реализуется у лиц, специально занимающихся языковедением.
Предметная к. является неотъемлемой частью К. к. Язык отражает в словах предметы окружающего мира и отношение между ними и формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная к.
Прагматическая к. — это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями. Прагматическая к. предполагает отбор языкового материала, умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая к., будучи базисной составляющей К. к., предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т. д. С другой стороны, прагматическая к. — это выбор нужных форм, в том числе и вариантных, выбор типа речи, учет функционально-стилевых разновидностей. Лит.: Вятютнев М.В. Теория учебника русского языка как иностранного. — М., 1984; Жуковская Е.Е. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. — М., 1984; Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4. А.А. Евграфова
Педагогическая риторика и речевая деятельность.Речь как способ “формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности” (И.А.Зимняя). Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности. Социальная функция текстов. Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе их вербального общения. Виды речевой деятельности. Особенности и функции рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов. Механизмы речи и особенности их функционирования в процессе порождения и восприятия высказывания (механизм эквивалентных замен; механизм памяти; механизм антиципации; механизм упреждающего синтеза).
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей.
Р. д. реализуется в таких ее основных видах, какслушание, говорение, чтение, письмо (см.письменная речь). Эти виды Р. д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.
По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими.
По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качесте ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.
По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды Р. д. определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения.
Различные виды Р. д. предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.
Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.
Р. д. определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это — потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней стороной или основным “механизмом”, реализующим рецептивные виды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны. Лит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. — Т. 2. — М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. — М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. — М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969; Теория речевой деятельности. — М., 1968, 1971. Л.Е. Тумина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА — одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика — одна из сфер так называемой “повышенной речевой ответственности”, в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить. За рубежом П. р. возникает во второй половине ХХ в., складывается как особая дисциплина к 70-м гг. нашего столетия. Области теории и практики, относящиеся к П. р., могут иметь разные названия — “педагогическая (образовательная) лингвистика”, “педагогическая речевая техника”, “педагогическое речевое общение (или поведение)” и пр. Теория П. р. разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном — лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др. П. р. находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США, Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально-речевого мастерства. В нашей стране осуществлять профессиональную речевую подготовку педагога призван курс культуры речи учителя; теория и практика П. р. находятся у нас в настоящее время в периоде становления. Лит.: Михальская А.К. О современной педагогической риторике // Педагогическое образование. — М., 1990. — Вып. 2; Михальская А.К. Теоретические основы педагогической риторики. — М., 1993; Carter R. (ed.) Linguistics and the Teacher. — L., 1982; Flanders N. Analyzing Teacher’s Behaviour. — L. 1970; Gasden C., Johns V., Hymes D. (eds.) Functions of Language in the Classroom. — N.-Y, 1972; Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. — L., 1975; Stubbs M. Educational Linguistics. — Oxford, 1988; см. также выпуски серии “Advances in Discourse Processes”, начатой издательством Ablex Publishing Corporation (ed. R.O. Freedle) в 1977 г., и серии монографий “Language and Learning for Human Service Professions”, осуществляемой с 1984 г. тем же издательством ред. Деборы Таннен (Deborah Tannen, Norwood, New Jersey, USA). А.К. Михальская
НАУЧНАЯ ШКОЛА Т.А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ «РИТОРИКА ОБЩЕНИЯ». Круг разработанных научной школой проблем: · изучение особенностей связной речи школьников; · развитие речи учащихся на уроках русского языка; · разработка раздела «Развитие связной речи» в программах по русскому языку и в учебниках IV (V) – IX классов по русскому языку; · система работы по совершенствованию устной и письменной речи школьников; · разработка концепции, программы, учебников по школьной риторике; · разработка концепции и программы по культуре речи учителя.
Научная и практическая значимость. · Впервые Т.А. Ладыженской выделена система коммуникативных умений, позволившая уточнить программные требования по русскому языку и разработать систему заданий для развития устной и письменной речи учащихся. · Эта система формирования коммуникативных умений нашла отражение в действующих учебниках по русскому языку для V-IX классов (изданных в соавторстве). Впервые разработано содержание курса риторики, получившего название «Риторика общения» (с 1987г. по настоящее время).
Основная задача курса – научить эффективному общению, то есть оптимальному взаимодействию между людьми в самых различных сферах делового и повседневного общения. · Впервые Т.А. Ладыженской разработана концепция и программа (содержание), методы и приемы преподавания предмета «Школьная риторика» с I по XI класс. Разработанный курс риторики общения формирует такую личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. · Т.А. Ладыженской и ее школой впервые созданы и опубликованы учебники для школы: «Детская риторика» (I – IV классы), «Школьная риторика» (V – VII классы), «Риторика»(VIII-XI классы) и методические рекомендации к ним. · Впервые для вузов была разработана концепция и программа курса «Основы культуры речи учителя» (1988 г.), которая реализуется кафедрой риторики и культуры речи МПГУ.
Историческая справка. Научная школа «Риторика общения» складывалась постепенно, начиная с 1963 г., когда Т.А. Ладыженской была опубликована монография «Анализ устной речи учащихся». Этапы становления школы и их характеристика. · 60-е годы XX века: - исследование речи школьников, - поиски методики обучения связной речи; - вычленение коммуникативных умений, положенных в основу системы работы по развитию речи школьников; - создание системы обучения написанию сочинений (1967 г.). · 70-е годы XX века – разработка проблемы развития связной речи учащихся, защита докторской диссертации (1972 г.) В 1977 – 1981 гг. в АПН СССР под научным руководством Т.А. Ладыженской работала группа «Речь». Результатом работы явилось создание концепции, программы и методики обучения младших школьников устной и письменной речи (см. книгу «Речь. Речь. Речь»). · 80-е годы XX века – разработка концепции и программы «Основы культуры речи учителя» для подготовки студентов пединститутов к овладению коммуникативными умениями профессионального характера. В 1988 году была создана кафедра «Культура речи учителя» под руководством Т.А. Ладыженской. В 2000 году эта кафедра получила название «Риторика и культура речи», ею руководит д. п. н., профессор Н.А. Ипполитова. · 90-е годы – н. в. – создание концепции и программ курсов «Школьная риторика» и «Основы культуры речи учителя ». Подготовка и издание научной школой (в том числе членами кафедры) учебников по риторике с I по XI класс. В настоящее время педагогическая риторика преподается на 15 факультетах МПГУ.
Реализация. Практические результаты. Внедрение. · Учебники по русскому языку с 1970 года получили статус стабильных учебников и в настоящее время прошли утверждение ЭМО РФ с присвоением грифа. Эти же учебники были отмечены Государственной премией (1984 г.) и премией К.Д. Ушинского. Тем самым подтвердились практическая значимость и востребованность включенной в учебник системы работы по развитию речи. · Концепция и программа курса школьной риторики с I по XI класс утверждена МО РФ. Учебные пособия (I-IX классы) получили гриф «Рекомендовано (допущено) Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации». По этим учебным пособиям проводится обучение школьников во многих регионах России (Москва и Московская область, Петербург, Апатиты, Воронеж, Екатеринбург, Калуга, Краснодар, Красноярск, Марий Эл, Миасс, Мурманск, Новокузнецк, Новосибирск, Ноябрьск, Пермь, Удмуртия, Челябинск, Старый Оскол, Татария, Тула, Ярославль и др.). Апробация учебников по школьной риторике доказала эффективность разработанной методики и необходимость введе ния этого предмета в базовый компонент школьного образования. · Созданные концепция и программа «Основы культуры речи учителя» подготовили базу для развития идей педагогической риторики. Открытие специальной кафедры в МИГУ способствовало созданию в 90-х годах кафедр аналогичного типа в пединститутах (университетах) и институтах различного профиля (Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Новокузнецк, Пермь, Саратов, Челябинск, Ярославль и др.)
Опубликованные Т.А. Ладыженской работы. Всего более 400, из них: монографий – 8; учебных пособий (без переизданий) – 14, с переизданиями – более 150; статей -200; пособий для учителей — 56. Количество изданий, опубликованных за рубежом: монографий – 2; статей — 7.
Перспективы дальнейшего развития. · Исследование особенностей речи, востребованности различных ее разновидностей в современном обществе; прогнозирование содержания обучения родному языку и речи. · Внедрение разработанного курса школьной риторики общения в качестве предмета базового компонента школьного образования. · Обучение студентов-филологов методике преподавания школьной риторики. · Развитие профессионально-ориентированных риторик общения. (Н.А.Ипполитова).