Речевой жанр как особая коммуникативная система
(на материале культурно-речевого анализа речевого жанра граффити)*
Основные понятия теории речевых жанров
Современная теория культура речи связана с изучением не только стилевых, но и жанровых различий форм речевого общения. Собственно любой текст можно рассматривать как отражение определенного типа речевого жанра или некоторой их совокупности, через анализ которых возможно исследование всего универсума речевой культуры. Вероятно, именно преставление о речевом жанре было положено в основу определения функционального стиля в концепции чешских ученых, связывавших данное понятие с функциями речи (см. предыдущий параграф).
Само понятие «речевой жанр» впервые было выдвинуто и последовательно сформулировано в работах М.М. Бахтина, опубликованных большей частью посмертно и до середины 80-х гг. остававшихся неизвестными для многих отечественных лингвистов.
Речевые жанры у М.М. Бахтина – это определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. М.М. Бахтин выделяет первичные (простые) и вторичные (сложные, комплексные) речевые жанры. Его теория охватывает «типовые модели построения речевого целого», всевозможные проявления типичных форм высказываний. Язык, по М.М. Бахтину, существует в системе речевых единиц и в системе речевых форм, т.е. жанров речи, реализуясь в процессе речевого акта в высказываниях, форму которых и составляют речевые жанры.
Отечественные исследователи жанров речи, развивая идеи М.М. Бахтина, связывают теорию речевых жанров с зарубежными теориями речевых актов (Дж. Сёрль и др.) или с концепцией языковых игр (Л. Витгенштейн).
Под речевыми жанрами в современной российской лингвистике, следуя концепции М.М. Бахтина и уточняя её, понимают: «классы высказываний, имеющие общие черты в коммуникативной, семантической и формальной организации», «единственно первичную форму существования языка», «форму, тип высказывания», «тип построения текста», в котором находит отражение ситуация общения, «форму общения» и т.д. (см. работы Т.А. Ван Дейка, А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, Т.А. Демешкиной, Т.В. Матвеевой, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Б.Я. Шарифуллина, Т.В. Шмелёвой и др.).
Можно придерживаться и трактовки речевых жанров как «формы речевого общения» (ЛЭС) или «первичной формы существования языка» (Т.В. Шмелёва): форма – это не только текст, а форма речевого общения не то же самое, что «форма, тип высказывания», «тип построения текста» (Б.Я. Шарифуллин).
Типовой речевой жанр повседневного общения является сценарием (фреймом) коммуникативной ситуации, присутствующем в сознании языковой личности и руководящим его речевым поведением (Т.А. Ван Дейк). Поскольку речевое общение – это всегда коммуникативное взаимодействие между говорящим (адресантом, автором) и слушающим (адресатом), то границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, т.е. сменой говорящих (М.М. Бахтин).
Таким образом, речевой жанр – это типовая форма речевого высказывания, проявляющаяся во взаимодействии участников коммуникации (коммуникантов): адресанта и адресата.
С. Гайда отмечает разные способы существования и представления речевых жанров: 1) в конкретных текстах, в системе (узусе), на текстовом уровне и в компетенции говорящего и слушающего; 2) в жанровых описаниях, т.е. в лингвистических исследованиях (как познавательная категория); 3) в кодифицированной норме (запреты и рекомендации), особенно в риторической и дидактической практике [Гайда 1999: 105].
Речевые жанры обладают разной степенью жёсткости или открытости, регулярности или спорадичности. М.М. Бахтин чётко противопоставлял первичные (простые) жанры, естественно сложившиеся в практике обыденного общения, жанрам вторичным (сложным), использующимся во всех сферах общения. Вторичные речевые жанры вырабатываются на основе и из «сырья» первичных, они подвергаются более сложной нормализации, стандартизации. Практически у каждого из вторичных речевых жанров есть «прототип» в среде первичных речевых жанров, а любой первичный жанр может послужить исходным материалом для создания его вторичных аналогов.
Речевые жанры в современной их трактовке разделяют, с одной стороны, на простые и сложные, а с другой – на первичные и вторичные.
Речевое взаимодействие людей, коммуникативная тактика и стратегия речевого поведения в самых разных речевых ситуациях реализуются с участием большого количества различных речевых жанров. Особенно неоднороден, подвижен, многослоен жанровый репертуар молодёжного общения.
Сам М.М. Бахтин указывал, что «…к речевым жанрам следует отнести короткие реплики бытового разговора, …и бытовой рассказ, и письмо (во всех его формах),…и короткую военную стандартную команду, и развёрнутый, детализированный приказ, довольно пёстрый репертуар деловых документов, и разнообразный мир публицистических выступлений…» [Бахтин 1986: 428-429].
Создание как можно более полного репертуара жанров речи, их классификация – одна из важнейших задач современного жанроведения. Различные попытки типологии жанров представлены в работах А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, Т.В. Шмелевой, К.Ф. Седова и др. Наибольшее признание в русистике получила модель речевых жанров и их классификация, разработанная в исследованиях Т.В. Шмелевой.
Т.В. Шмелева предлагает «анкету речевых жанров», своего рода жанровую модель, включающую описание прагматической ситуации и параметры ее специфического языкового воплощения [Шмелева 1995; 1997]. В основу моделей речевых жанров Т.В. Шмелевой положен набор выделенных ею жанрообразующих признаков: коммуникативная цель, образы автора и адресата, образы прошлого и будущего, тип диктумного события, языковое воплощение жанра. Эти семь признаков в совокупности представляют собой образ жанра, присутствующий в сознании языковых личностей. Этот образ исследователь может представить в виде некоторой модели речевых жанров.
1. Коммуникативная цель – важнейший признак речевого жанра, указывающий на иллокутивное намерение автора и обращенный к адресату высказывания. Основные типы речевых жанров, обусловленные определенной коммуникативной целью – информативные, императивные, оценочные и ритуальные, или этикетные.
2. Образ автора и образ адресата– симметричные жанрообразующие признаки, представляющие информацию о двух участниках общения: Говорящем (Пишущем) и Слушающем (Читающем). Эта информация «заложена» в типовой проект речевого жанра, обеспечивая ему успешное коммуникативное осуществление и прагматическую ценность.
3. Образ (фактор) будущего и образ (фактор) прошлого – также два симметричных признака, которые связаны местом каждого жанра в цепи речевого общения, разыгрываемого по определенному сценарию. Эти признаки указывают на тот факт, что для каждого речевого жанра существенны предшествующий и последующие эпизоды общения, речевые действия. Образ прошлого различает инициальные речевые жанры (начинающие общения) и жанры, которые могут появиться только после определенных речевых жанров. Такие речевые жанры можно назвать «реактивными», поскольку все они являются реакциями на другие жанры: ответ – реакция на вопрос, согласие – реакция на некоторое утверждения и т.п. Образ будущего предполагает дальнейшее развитие речевых событий, воплощающееся в появлении других речевых жанров.
4. Тип диктумного (событийного) содержания – этот жанрообразующий признак обращен к внеречевой действительности. За каждым речевым жанром стоит определенное событие действительности, то, что называется «диктум» (из лат.dictum – «сказанное»; то, о чем сказано). Для типа диктумного события важен характер актантов, т.е. участников события, отношения между ними и участниками речевого действия, временная перспектива диктумного события, его оценка.
5. Параметры языкового воплощения речевых жанров характеризуются, прежде всего, с позиции автора – то есть от замысла (иллокутивного намерения, интенции) к его воплощению в соответствующих языковых формах. Для каждого речевого жанра, первичного и вторичного, простого и сложного, существует свой спектр возможностей его воплощения, лексических, грамматических, синтаксических ресурсов жанра. Подробное описание языкового воплощения речевого жанра – это его лингвистический портрет.
Важнейший признак любого речевого жанра – его коммуникативная цель, раскрывающая иллокутивные замыслы говорящего. Все жанровые разновидности обусловлены своей определенной коммуникативной целью. Этот признак лег в основу классификации речевых жанров Т.В. Шмелевой. Она выделяет следующие четыре типа жанров речи:
1.Информативные речевые жанры – различные операции с информацией, выражающей стремление автора отправить или получить некоторое сообщение: предъявление или запрос информации, её подтверждение или опровержение и др. (например, сообщение, объявление, лекция, доклад).
2. Императивные речевые жанры.Цель этих жанров – вызвать осуществление или неосуществление действий, событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для участников общения (приказ, просьба, приглашение).
3. Оценочные речевые жанры имеют своей целью изменение самочувствия участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие проявления с принятой в данном обществе шкалой ценностей (похвала, комплимент, клевета, оскорбления).
4. Этикетные речевые жанры.Их цель – осуществление особого события, поступка в социальной сфере межличностного общения, события, предусмотренного этикетом данного социума (извинение, благодарность, соболезнование).
Еще один вид жанров выдвинут Б.Я. Шарифуллином, предложивший выделять инвективные речевые жанры. Их цель – установка на оскорбление, имплетивную (явно обозначенную) или эксплетивную (неявную, «нулевую») инвективу (т.е. брань, оскорбление), связана не столько с оценкой каких-то свойств адресата или третьего лица, сколько с целью опустить собеседника, выключить его из нормального общения (оскорбление, антиреклама, брань и т.п.).
В современном жанроведении (независимо от модели речевых жанров Т.В. Шмелёвой) жанры обиходного общения принято делить также на информативные и фатические. Выделение последних связано с тем, что их главная коммуникативная цель – не сообщение информации или какие-либо операции с ней, а поддержание общения или межличностных отношений (со знаком «плюс» или «минус»). К фатическим речевым жанрам относят комплимент, флирт, ссору, свободную беседу (small talk), трёп и т.д. [Дементьев 1997].
Теория речевых жанров на сегодняшний день изучена не достаточно полно, требуется доработка многих существенных положений и выработка новых. В современной теории речевых жанров, как уже было отмечено выше, наиболее разработанной является концепция Т.В. Шмелёвой, предложившей «анкету речевых жанров», используя которую, можно представить коммуникативно-прагматическую модель того или иного жанра. Кроме того, анализ текста в аспекте речевого жанра имеет много перспектив в плане соотношения стратегий моделирования функциональных стилей и дискурсов, поскольку в конечном счете и функциональная стилистика, и теория дискурса, и теория речевых жанров разрабатывают близкую проблематику тех норм, которые, существуя в тексте, позволяют судить о психологии языковой личности и особенностях его сознания. Кроме того, все эти разделы сближает и то, что все они, изучая данность текста, устанавливают различные факторы его порождения, обобщающие мотивационный уровень текста, в том числе и сферу его коммуникативной мотивированности. Поэтому особенно интересно показать, как можно соотнести эти теории, занятые изучением коммуникативной системности языка, с анализом отдельной функциональной сферы речи. В качестве эмпирического материала наших наблюдений мы избрали хорошо известную всем со студенческой скамьи особую письменную форму речи, получившей в современной лингвистике широкую известность как речевой жанр граффити.