Тема 14. Аргументирующая речь
Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.
Аргументация как система и процесс. Цели аргументации. Аргументация - это операция обоснованная каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис - это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают. Аргументы, и доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Демонстрация- это логическая связь между аргументами и тезисом.
Способы аргументации: нисходящая / восходящая, односторонняя / двусторонняя, индуктивная / дедуктивная, опровергающая / поддерживающая. Виды аргументов: рациональные и иррациональные. Сильные, слабые и ложные аргументы. Этический аспект аргументации. Аргументы «за» и «против».
Сильные аргументы: 1. Точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, которые вытекают из них. 2. Законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; Экспериментально проверенные выводы. 3. Заключения экспертов. 4. Цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в этой сфере авторитетов. 5. Показания свидетелей и очевидцев событий. 6. Статистическая информация. 7. Результаты социологических опросов, проведенных специалистами.
Слабые аргументы: 1. Умозаключения, основанные на двух и более отдельных фактах, связь между которыми неясна. 2. Уловки и суждения, построенные на алогизмах. 3. Ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные или малоизвестные слушателям. 4. Доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств или диктуемые побуждением, желанием. 5. Доводы, версии, обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений. 6. Выводы из неполных статистических данных.
Несостоятельные аргументы: 1. Суждения на основе подтасованных фактов. 2. Ссылки на сомнительные, непроверенные источники. 3. Потерявшие силу решения. 4. Домыслы, догадки, предположения. 5. Доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество. 6. Выводы, сделанные на основе фиктивных документов. 7. Выдаваемые авансом посулы и обещания. 8. Ложные заявления.
Аргументы к реальности: Аргумент к уникальности. Аргумент к совместимости. Диахронические аргументы к реальности. Аргумент регресса. Аргумент прогресса. Аргумент прехождения.
Рациональные аргументы: Аргументы к здравому смыслу. Аргументы к причинно-следственным связям. Аргумент к общности. Аргумент к различию. Аргумент к остатку. Аргумент к воспроизводимости. Аргументы к данным. Сравнительные аргументы. Аргументы к вероятности. Прагматический аргумент. Аргумент к реальному основанию. Аргументы к логической правильности.
Аргументы к норме: Аргумент к норме. Аргумент к авторитету. Аргумент к свидетельству. Модель и антимодель. Аргумент к прецеденту.
Аргументы к личности: Аргумент к человеку. Аргумент к последовательности. Аргумент к совести.
Критерии отбора аргументов и условия эффективной аргументации: ориентация на определенную аудиторию, рациональность (связь с тезисом), взвешенность, образность аргументов, эмоциональность, жизненная важность, пресонификация, парадоксальность, лаконичность, наглядность, статистическая точность аргументов; компетентность аргументатора в обсуждаемых вопросах и др. Характер и последовательность аргументов, способы воздействия на аудиторию, приемы активизации ее восприятия.
Логическая и риторическая аргументация. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью “навязывания” готового мнения адресату. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, “сила чувств” и убедительности).
Устные жанры аргументирующей речи.